Непрактичная соковыжималка и кресло-цветок: 5 юбилеев в мире дизайна
Автор
Марина Бессонова
08 августа 2020
Дизайнерское сообщество встретило 2020 год большим количеством юбилейных изданий. Стилист и декоратор Марина Бессонова выбрала пять самых знаковых из них.
80 лет стеллажу Veliero
Франко Альбини, стеллаж Veliero
© пресс-служба
В 1940-е годы в сфере современного дизайна громче всех о себе заявила Италия. Новое поколение архитекторов-модернистов начало ориентироваться не только на форму (архитектуру), но и на содержание (обстановку), а дизайнеры получили доступ к новым технологиям и производственным мощностям.
Итальянский архитектор и дизайнер Франко Альбини — один из первых представителей итальянского рационализма того времени. Поэтика и утонченность его объектов основывались на серийном производстве и ручном труде одновременно. Благодаря Альбини мебельная промышленность Италии приобрела собственный стиль. Одним из его примеров служит книжный стеллаж Veliero, который дизайнер создал в единственном экземпляре для своего дома. Легкая конструкция состояла из подвесных рам и тонких прозрачных полок на которых «парили» книги. Альбини вдохновился образом и техническим устройством парусника — отсюда и название объекта.
Единственный прототип стеллажа всегда провоцировал Альбини на его постоянные доработки. Позднее архитектор Ренцо Пьяно осуществил попытку воссоздать стеллаж для дальнейшего серийного выпуска и его практического использования. Перед тем как приняться за производство, итальянская мебельная компания Cassina совместно с морскими инженерами в течение пяти лет работала над расчетами по распределению нагрузки стеллажа. В 2011 году вышла первая серия.
Медные перекладины, которые удерживают полки из закаленного стекла, в состоянии удержать в общей сложности 600 кг. Устойчивости «паруснику» придает основание весом 80 кг — вот уж действительно во всех смыслах весомый вклад Альбини в развитие мирового дизайна.
70 лет креслу DAR
Чарльз и Рэй Имз, кресло DAR
© пресс-служба
Американские живопись и скульптура 1950-х годов сильно повлияли на развитие мебельного дизайна в стране. Активное взаимодействие между изобразительным и прикладным искусством вылилось в новые формы, материалы, расцветки. Изобилующие идеями Чарльз и Рэй Имз по праву считаются самыми передовыми дизайнерами послевоенной эпохи. Им удалось объединить интерьерный дизайн и архитектуру, решить проблему дефицита материалов, пустить в оборот инновационными военные разработки. Овладев техникой фасованной фанеры, пара заинтересовалась пластмассой. Свою знаменитую модель DAR дизайнеры выпустили в виде кресла и стула со спинкой.
Главная проблема на тот момент заключалась в том, чтобы придать сиденью изящную форму и при этом сделать его износостойким. Органическая упругая форма изделий DAR достигалась за счет использования полиэфирной смолы и армированного стекловолокна. И если аналогичные изделия у коллег по цеху нуждались в дополнительной обивке, Plastic Chair DAR был настолько утонченным, что его можно было использовать в первоначальном варианте. Сидение базировалось на тонкой конструкции, отсылающей своей «прозрачностью» к Эйфелевой башне.
60 лет стулу Panton Chair
Вернер Пантон, стул Panton Chair
© пресс-служба
Послевоенный период в дизайне ознаменовался использованием пластмассы как одного из самых пластичных материалов. Культовость ей придали свингующие шестидесятые и эстетика поп-арта, а также желание итальянских дизайнеров привить пластмассе собственную эстетику.
Дизайнер Вернер Пантон «оседлал» материал, создав первый монолитный пластмассовый стул. Это поистине легендарное изделие отличалось сложностью производства: Пантон в своем объекте продемонстрировал возможности новых синтетических материалов, что шло вразрез со скандинавской эстетикой органики во всем. Его увлекали темы космоса и футуризма. «Основная цель моей работы — побуждать людей использовать воображение», — говорил дизайнер. Изогнутая спинка стула Panton Chair, плавно переходящая в сиденье и основание, олицетворяет дерзость и яркость как идеи, так и самого материала. Ведь хотя многие из созданных ранее пластмассовых стульев и выглядели цельными, при более близком рассмотрении выявлялись стыки, которые дизайнеры старались тщательно замаскировать.
Воображение датского дизайнера всегда немного опережало существующий уровень прогресса. Вот и стул Pantone Chair впервые был запущен в серийное производство лишь в 1967 году: семь лет потребовалось, чтобы мечта Вернера Пантона дошла до потребителя.
30 лет соковыжималке Juicy Salif
Филипп Старк, соковыжималка Juicy Salif
© пресс-служба
Начало 1990-х годов стало временем дизайнеров-суперзвезд: многочисленные выставки, глянцевые журналы и книги повлияли на растущую осведомленность общества в том числе и в сфере дизайна. Но неординарность личности и произведений позволили Филиппу Старку выделиться даже на столь ярком небосводе. По признанию самого Старка, многие из его работ были призваны освободить человека от унылой реальности повседневной жизни. Соковыжималка для лимона Juicy Salif — наглядный тому пример: столь откровенно демонстрируемое превосходство формы предмета над его назначением возвело соковыжималку в культовый статус. Выполнена она из отполированного до блеска алюминия и больше похожа на скульптуру, чем на объект прикладного значения.
Несмотря на то что на деле брызги лимонного сока летели во все стороны, а сам предмет был неудобен в хранении, итальянской компании Alessi пришелся по душе подход дизайнера. «Это самая нестандартная соковыжималка столетия», — так охарактеризовал новый продукт директор Alessi Альберто Алесси. Реакция Старка на критику в адрес соковыжималки заключались в следующем: «Она предназначена не для выдавливания сока, а для обсуждений». Непрактичная соковыжималка лишь укрепила репутацию Старка-бунтаря, сотрясающего основы обыденности. Его творения по праву заслуживают внимания, многие из них давно стали объектами коллекционирования.
30 лет креслу Getsuen
Масанори Умеда, кресло Getsuen
© пресс-служба
Компания Edra всегда славилась тем, что бралась за реализацию идей разной степени трудности, — настолько владельцы семейного предприятия преданы дизайну. Вот и кресло Getsuen привлекает внимание не только своим внешним видом, но и технологической сложностью исполнения.
Японский дизайнер Масанори Умеда давно мечтал о саде, где бутоны цветов не увядают никогда. Эта мечта нашла свое воплощение именно в кресле Getsuen, вдохновленном цветком лилии. Объект можно смело отнести к категории коллекционного дизайна, ведь процесс его производства не отличается простотой, присущей предметам прикладного значения: нестандартные технологии соединяются здесь с ручным трудом. Для создания каркаса кресла конструкторы компании Edra использовали литую сталь, объемные лепестки получились благодаря формовке полиуретана. Бархатная обивка, как и все ткани компании, произведена на заказ именно для этого объекта.
Предыдущий опыт сотрудничества Умеды с именитыми итальянскими дизайнерами группы Memphis показал, насколько эстетическая составляющая важна в создании мебели: она и делает объект особенным, отличным от всех предшественников. Подтверждают это не только покупатели — кресло Getsuen нашло свое место в многочисленных коллекциях дизайна мировых музеев.