Неадекватная педагогика и ее влияние на здоровье школьников: вопросы и ответы
Что такое синдромом педагогического насилия?
Любая форма плохого обращения педагога с детьми – это форма насилия над ними, поскольку в данной ситуации школьники не могут защитить себя. Непосредственно под синдромом педагогического насилия понимают влияние неадекватных педагогических методов, действий и программ на возникновение комплекса отклонений в состоянии здоровья школьников. Синдром педагогического насилия является одной из форм дидактогении.
Синдром педагогического насилия можно разделить на синдром узаконенного педагогического насилия, административного педагогического насилия и авторитарного педагогического насилия.
В чем же их различие?
Синдром узаконенного педагогического насилия – это отклонения в состоянии здоровья школьников, возникающие при освоении ими утвержденных Министерством программ школьного образования, которые школьники не могут усвоить в силу своих физиологических и психических особенностей развития.
При синдроме административного педагогического насилия отклонения в состоянии здоровья у детей возникают под воздействием введенных администрацией школы не узаконенных и не прошедших сертификацию программ, факультативных занятий, а также замену одних уроков другими (например, уроков физкультуры на уроки иностранного языка, математики и т.д.) по профилю школы, введение обязательного посещения школьниками начальных классов групп продленного дня и т.п.
Авторитарное педагогическое насилие чаще всего проявляется при непосредственном контакте учителя и ученика в условиях педагогического процесса. Оно может быть направлено на целый класс, группу школьников или непосредственно на конкретного ученика. Доказано, что в классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом заболеваемость школьников в 3 раза выше, чем в классах со спокойным, внимательным педагогом.
Существуют ли признаки, по которым администрация школы могла бы определить, имеется ли в классе педагогическое насилие?
При авторитарном педагогическом насилии у школьников можно выделить ряд общих признаков. Это страхи, изоляция, разочарование, чувство «заслуженности» жестокого обращения, агрессивное поведение и др. Наиболее часто встречаются страхи, изоляция и разочарование.
Страхи
В классах, где практикуется педагогическое насилие, школьники, особенно начальных классов, переживают чувство страха, незащищенности. Поведение их под действием страхов может быть разнообразным: от фантазерства, лживости, обмана, нерешительности, пассивности до аутизма и агрессивности. В ряде случаев у детей формируются пограничные психические состояния и неврозы.
Изоляция
В большинстве случаев, когда практикуется педагогическое насилие, сам факт насилия открыто не обсуждается. Учителя дают понять школьникам, что не следует обсуждать создавшуюся ситуацию в классе с родителями или с друзьями. Это заставляет детей, участвующих в конфликте, чувствовать себя изолированными, не такими, как все, в классе. Может быть и обратная ситуация, когда педагоги открыто обсуждают конфликт, различными способами привлекая на свою сторону основную массу учащихся в классе (школе) и таким образом способствуют изоляции отдельного ученика или группы школьников.
Разочарование
Некоторые школьники, в силу ряда обстоятельств, таких как плохая подготовка на дошкольном этапе, определенный тип мышления, частые острые заболевания или длительная, периодически обостряющаяся хроническая болезнь, вынужденные пропуски уроков и др. не могут усвоить новые темы, не имея базовых знаний. Постепенно количество предметов, по которым ученик имеет неудовлетворительные оценки, увеличивается. Вместо понимания проблемы и помощи со стороны учителей эти школьники получают обидные прозвища и оскорбления. Они разочаровываются в школе, а порой и в жизни. Постоянный стресс, который они испытывают, вырабатывает у данной группы учащихся определенное поведение. Одни становятся «двоечниками – хулиганами» и постоянно создают конфликтные ситуации в школе, на улице, в семье. У других появляются депрессии, чувство ненужности, ощущение «лишнего человека» в этой жизни, суицидальные настроения.
Агрессивное поведение
У части подростков формируется вульгарный вариант взрослого поведения. Они позволяют себе прогулы уроков, открытое курение, появление в школе в нетрезвом состоянии. Все это приводит к усилению эмоционального напряжения и может проявляться агрессивным поведением.
Психосоциальная адаптация
В этом случае у школьников имеет место несформированность навыков учебной деятельности, коммуникативных навыков, недостаточно развитый самоконтроль. Стремление таких подростков к общению и лидерству в сочетании с эмоциональной несбалансированностью приводит к конфликтным ситуациям с педагогами и сверстникам в школе и на улице.
Чувство «заслуженности» жестокого обращения
У ряда школьников, находящихся в изоляции и разочаровавшихся в себе, в конце концов, может сформироваться заниженная самооценка и чувство «заслуженности» жестокого обращения с ними со стороны учителей.
Вовлечение в конфликт
В старших классах встречаются сильные личности из школьников, которые хотят остановить педагогическое насилие и конфликты, периодически возникающие в классе между учителем и учеником. Такие школьники часто испытывают чувство ответственности за создавшуюся ситуацию, хотят разрешить конфликт. При этом они могут так глубоко вовлекаться в конфликт, что испытывают чувство собственной вины за создавшуюся ситуацию, становятся напряженными, нервными.
Могут — ли взаимоотношения в семье являться пусковым механизмом в формировании у школьника синдрома педагогического насилия?
Реакции школьников на педагогическое насилие могут быть разнообразными и зависят от множества факторов. К психосоматическим и невротическим расстройствам приводят кризисные ситуации в семье, негармоничные типы семей, конфликтная структура семьи, личность родителей, неполная семья.
Большую роль в ответной реакции на педагогическое насилие играет также тип семейного воспитания.
При отверженном типе воспитания ребенок ощущает себя лишним в семье. Родители считают, что все несчастья и неудачи в их собственной семье связаны с ребенком. Школьника постоянно заставляют чувствовать, что он плох, неумел, несообразителен и, вообще, только мешает всем в доме. В этом случае ребенок перестает верить в свои силы и постоянно переживает чувство вины. Отношение к неудачам в школе и возникновение болезни на этой почве у ребенка формируется как наказание за что-то.
Может быть, и другой тип воспитания в семье — гиперопека. В этом случае родители проявляют чрезвычайную заботу и повышенную тревожность в воспитании своего ребенка. В результате такого воспитания дети становятся заторможенными, невротическими. У них появляются фобии, эмоциональная неуравновешенность. В ряде случаев дети становятся пассивными, зависимыми от старших, в связи с чем неадекватно реагируют на учебный процесс и плохо приспосабливаются к условиям школы.
При воспитании в семье по типу повышенной моральной ответственности у детей от постоянного напряжения в условиях конфликтной ситуации с педагогом могут возникать неврозы, психические и психосоматические расстройства. При противоположном типе воспитания в семье для школьника создается неблагоприятная психологическая ситуация в форме противоречивых требований, затрудняющая адаптацию к школе и углубляющая формирование на этом фоне невротических форм личности.
К невротическому развитию личности приводят, как правило, непоследовательный и противоречивый стиль воспитания, несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей, ритму их психофизиологического развития, конституциональным и половым особенностям, непринятие индивидуальности и эмоциональное непринятие детей, неравномерный характер воспитания в различные периоды жизни детей.
Как можно избежать возникновения синдрома педагогического насилия в школах?
Во-первых, родители должны получить советы детского врача, педагога и психолога, какую программу в школе сможет освоить их ребенок.
Во-вторых, родителям следует получить консультацию психолога по выбору рационального типа воспитания своего ребенка в семье.
В-третьих, администрация школы должна внедрить проект «Школа без педагогического насилия» в рамках существующей в настоящее время программы «Школа, содействующая укреплению здоровья», что позволит исключить административное и авторитарное педагогическое насилие в общеобразовательной школе и будет способствовать улучшению психического и физического здоровья, как школьников, так и педагогов.
В-четвертых, должна быть координация деятельности медицинских, педагогических работников и психологов в изучении данного синдрома, что позволит скоординировать их совместную работу по профилактике заболеваний и оздоровлению детей в условиях образовательного учреждения.