Не гонялся бы дистант за дешевизною
Курганская область уже давно герой новостей образования. Пишут, что из-за низких зарплат бегут учителя, что дефицит кадров огромен. Сообщают о том, что из-за нехватки педагогов в новом учебном году некоторые школы, переведут на дистанционное обучение. Новая тенденция: бедные регионы теперь будут использовать дешевый дистант? Мнение педагога, члена правления Лиги образования Михаила Кушнира.
Не знаю, как в исходном варианте выглядит позиция курганских чиновников образования, но логика их поведения понятна: цифра может помочь выйти из положения не только с карантином, но и с нехваткой педагогов. Значит ли это, что образование станет дешевле?
Все зависит от того, что подразумевать под словом «образование». Если процесс накачки к экзамену, то конечно. Но большой вопрос, продуктивная ли это цель и важна ли она в век избытка информации? Если рассматривать образование как осознанное освоение мира, построение личного представления о нем, то дистанция и цифра — не помеха, а невозможное раньше подспорье для образования в современных условиях. Стремительно падает мотивация зазубривать то, что в любой момент можно узнать из любого утюга. А заставить изучать что-угодно ни цифра, ни дистанционное обучение не в состоянии. Натолкать силком может только очень настырный учитель и только очно.
Слегка радует, что не только в России процесс освоения цифры в школе идет крайне медленно. Потому что педагогические задачи остаются старые, для которых она не очень нужна. И только карантин создал принципиально новые условия, в которых без цифры невозможно. Значит, больше не получится просто тормозить – пора переосмыслять.
Цифра размывает границы школ, вымывает из них казенщину и халтуру, ставит совершенно новые задачи перед педагогами. Как любая революция, неизведанность, новые горизонты. Выхватить негатив и, размахивая им, прятать за этим собственные страхи логично и понятно. Но непродуктивно.
Конечно, проще поставить знак равенства между форс-мажорным и потому примитивным зеркалированием традиционного урока в цифровой дистант, чем осваивать все богатство цифровых и педагогических возможностей современного учебного процесса. Конечно, проще не замечать публикаций о тех школах и учителях, где с цифрой до карантина научились работать грамотно: учебный процесс там и во время пандемии шел вполне продуктивно, никаких истерик про дистанционное обучение не было. Встретиться и поговорить глаза-в-глаза хотелось, потрогать-понюхать друг друга очень хотелось, но никакого серьезного ущерба для обучения не было. Но, ведь, признавать свою недоученность, неспособность продуктивно организовать учебный процесс кто захочет?
Обидно, что эффективность процессов, связанных с компьютерными возможностями в образовании, оцениваются по пути освоения бюджетных средств, а не новых задач и здоровой конкуренции за учителя. Цифра продвигается не потому, что за ней смысл, возможности, а потому что либо высокая стоимость для поставщиков, либо простота в закрытии формальной проблемы.
Цифровой материал должен быть красивым, удобным, гибким (с подстройкой для каждого), если ребенок сам с ним работает. Есть у нас такой материал? Дорогой он должен быть или дешевый? А сами цифровые железки дешевые? А программное обеспечение для них? О дешевизне можно говорить только в логике тиражирования. Когда и если у нас есть качественный цифровой материал, у всех есть железки и подключение к сети, мотивированный ребенок может сам (или по совету уважаемого им учителя) изучать новый материал, обсуждать его со сверстниками или взрослыми, кому интересна та же тема.
Но даже это не дешево. Ведь учитель, который не просто капает на мозги традиционными школьными афоризмами типа «а голову ты дома не забыл?», а ради общения с которым хочется самому написать «Войну и мир», сколько стоит? Может он быть дешевым?