Современный жилой интерьер — это не только продуманное взаиморасположение архитектурных объемов и декоративных элементов, но и освещение. Причем сегодня ему придается как никогда большое значение. Можно предположить, что здесь в человеке говорит инстинкт гораздо старше первобытного. Все живое любит свет, в этом мы схожи и с растениями, и даже с неразличимыми глазом простейшими.
Свет действительно способен сыграть в интерьере очень значительную роль. С его помощью можно расставить необходимые акценты, выделить функциональные зоны, обозначить направление продвижения по дому. По-разному освещенная, одна и та же комната будет менять свой облик до неузнаваемости. Наконец, даже всю композицию интерьера можно построить исключительно на освещении.
Продумать, как будет проникать внутрь дома естественный свет, — задача весьма интересная. И дать волю своей фантазии в этом направлении можно не только в малоэтажных частных зданиях, но и в обычных многоквартирных домах. Один архитектор, например, придумал ловить лучи закатного солнца огромной медной тарелкой, по форме напоминающей телевизионную. В результате в комнате возникало удивительное теплое сияние.
Для работы с искусственным светом особых ухищрений не требуется. Его использование ничем не ограничено, и обрадованные этим дизайнеры придумывают порой самые невероятные вещи. Например, располагают лампы вдоль плинтуса, нацеливая их на стену, и помещение озаряется рассеянным отраженным светом. Или делают колонны, у которых капитель и база соединены «стволом» из ярких направленных лучей. Или подсвечивают снизу стеклянный стол, накрытый белой ма- терией. Еще один вариант — осветить потолок разноцветными скрытыми источниками, создавая театрально-цирковой эффект. Наконец, очень модное нынче решение, ставшее возможным благодаря оптоволоконной технологии, — имитация на потолке звездного неба.
Но если говорить о не столь диковинных интерьерах, то обычно используются два вида освещения — верхнее и нижнее. С верхним все более или менее ясно: это люстра или галогенки, которые, в свою очередь, могут быть скрытыми или открытыми. А вот о нижнем освещении в двух словах не расскажешь. Ясно только, что без него уютный интерьер едва ли возможен.
Перед вами тот самый случай, когда удачно придуманное нижнее освещение «держит» композицию всей комнаты. Четыре круглых объемных светильника в разноцветном обрамлении не только выполняют свою основную функцию, но также служат эффектным оформлением стены, уподобляясь окнам. А ведь когда возникает образ окна, сразу улетучивается ощущение скуки от вида глухой нерасчлененной стены. Простой дизайн самих светильников чрезвычайно приятен для глаз — недаром мотив круга, вписанного в квадрат, получил распространение еще в античные времена. Разумно и взаимное расположение объектов — спокойное, устойчивое. Казалось бы, что может быть проще такой композиции? Но все же это находка. Заметим, что подобное решение уместно лишь в лаконичном и достаточно просторном интерьере, колористическое решение которого строится на открытых цветах.
Прихожие редко обходятся без своего нижнего света. Здесь он играет не практическую, а скорее психологическую роль. Ведь прихожая — совсем не простая зона. Во-первых, это нечто вроде шлюза между «своим» и «чужим» пространством. Во-вторых, именно здесь гости получают первое представление о доме, в который попали. А первое впечатление, как известно, самое сильное, и изменить его непросто. Кроме того, нижний свет помогает зрительно увеличить тесные прихожие типовых квартир — углы отодвигаются в темноту, размывая реальные размеры помещения.
А теперь об организации нижнего света в конкретной входной зоне. Два светильника по обе стороны двери сообщают помещению определенную торжественность. Свет над поверхностью консоли, где лежат перчатки, ключи, сумочки, — признак продуманности интерьера в мелочах. Ведь искать все эти нужные предметы, покидая квартиру, становится легче.
Настольные лампы могут играть огромную роль в интерьере. Но не эти. В данном случае осветительные приборы нужны вовсе не для того, чтобы влиять на окружающую обстановку. Чисто функциональные, они помогают своим хозяевам при чтении или какой-то мелкой работе. Например, вышивании. Даже готовить уроки под этой лампой будет неудобно. Ведь в кругу ее света поместится только одна книга. Лампе подобного рода место не на письменном столе, а на бюро, секретере, у изголовья кровати, наконец. Что касается дизайнерского решения осветительных приборов, то оно говорит само за себя. Мини-светильник, прикрепляющийся прямо к корешку книги, пригодится деликатному любителю ночного чтения. Изящная лампочка из прозрачного пластика, напоминающая кобру, направляет свет точно в центр круга, образованного собственной подставкой. Лампа-скульптура похожа на одно из творений Эрнста Неизвестного.
Минимализм моден настолько давно, что мы редко задумываемся о его корнях. И все же иногда стоит вспомнить, что вырос он из увлечения Востоком, а прообраз минималистского интерьера — традиционное японское жилище. С помощью аксессуаров — в частности, светильников — можно акцентировать этот мотив. Однако дизайн ламп совсем не требует «восточной ориентации» от всего интерьера. Речь идет лишь о неназойливом напоминании не то о раздвижной ширме из рисовой бумаги, не то об упражнениях в каллиграфии. На фоне белой стены эти светильники выглядят, кажется, убедительней, но зато желто-оранжевая делает интерьер более уютным. Неяркий рассеянный свет изысканных бра позволяет поместить их в спальне, в прихожей или коридоре, у телефонного столика, — в общем, там, где их включают на непродолжительное время. Для любого вида деятельности яркость этих ламп, безусловно, недостаточна.
Строго функциональный, антидекорационный подход к интерьеру сказывается и на трактовке нижнего света. Он в данном случае организован, что называется, без излишеств. Никаких эффектов, ни малейшего желания что-то скрыть или подчеркнуть. Все прозрачно, ясно, спокойно. Дизайн ламп наводит на мысль о высокоточных приборах. Даже изящная гнутая форма, которая в другом случае напомнила бы о стебле цветка, в таком окружении воспринимается как инопланетное существо из мира высоких технологий. Красивая дизайнерская находка — тонкая ручка для регулировки наклона светильника. Высовывающаяся из-под него, озаренная его лучами, она похожа на жало.
Интересно обратить внимание и вот на что: строгое ограничение по цвету (белый плюс один яркий акцент) заставило авторов интерьера даже книги обернуть белой бумагой.
И все же в повседневной жизни людям свойственно обрастать нужными и ненужными предметами. Интерьер, который вы видите, этого явно не предполагает. Таким образом может быть организована переговорная зона или библиотека в офисе. Подходит это решение и для мастерской, студии, студенческого жилья.
Книжные полки в библиотеке тоже требуют нижнего света. Лишь с его помощью можно прочитать мелкий шрифт на корешках многочисленных фолиантов или просмотреть нужную страницу. Но — взгляните: насколько в одном случае освещение организовано разумно и красиво, настолько в другом — странно и неуклюже. Можно возразить, что первый вариант традиционен, а второй оригинален. Однако оригинальничать тоже нужно с умом. Нелепая композиция из трех наклонных светильников разрушает всякое представление о тектонике. Светящиеся трубки как будто съезжают с узкого простенка, в котором они оказались непонятно зачем, — ведь книги-то расположены в другой плоскости, значит, и свет нужен там. Наоборот, металлические лампы, глядящие с верхней полки стеллажа, рождают представление о доме с устоявшимися традициями, где к книгам относятся с любовью и уважением. Светильники лучше всего расположить именно так, как в этом случае, — с выносом, на верхней полке, направив свет вниз под углом. Впрочем, совершенно необязательно сажать их так часто, да и по размеру они могут быть менее внушительными.
Разного рода уютные уголки наших жилищ — самое подходящее место для организации нижнего света. Известный современный архитектор Нуньес-Яновский рассказал в каком-то интервью, что весь его дом в Париже состоит из множества укромных «гнезд», где можно провести время за книгой и чашкой чая. Впрочем, эти милые местечки предназначены не только для отдыха, в них и работается замечательно.
Как же создаются подобные уголки? Для них необходима некоторая закрытость, ограниченность пространства, условная или реальная. Если мягкая мебель стоит полукругом, это уже рождает ощущение замкнутости. Другой вариант — поместить кресло (диван) в нишу, причем не обязательно стенную. Это может быть и промежуток между двумя книжными стеллажами, расположенными по одной линии. Кроме того, для «гнезда» требуется какая-нибудь горизонтальная поверхность (журнальный стол, полка, комод). И наконец, самое главное — индивидуальный свет. Для данного случая предпочтительны торшер, настольная лампа (особенно традиционная, с основанием в форме вазы и тканевым абажуром) или бра. Световой круг, очерченный абажуром, создаст ощущение уюта и защищенности. Интенсивность света должна быть достаточной для чтения. Слишком контрастное освещение не годится — оно быстро утомляет и портит зрение.
Фрагменты интерьеров, представленные на наших фотографиях, выглядят теплыми и домашними. Этому способствуют и цвет стен (обратите внимание, что ниша акцентирована мягким оранжевым), и подобранные вазы, картины, подушки — те мелочи, без которых дом кажется необитаемым.
В этом небольшом фрагменте интерьера примечательно все. Разве что кроме настольной лампы — она самая обыкновенная. Но зато удобная для работы. Теперь о кирпичных стенах. Последний раз они были модны в интерьерах в середине семидесятых годов. Ныне об этой разновидности отделки вновь неожиданно вспомнили. Для получения кирпичной поверхности не обязательно обдирать стену до настоящей кладки. Хотя такое решение и наиболее «честно», оно не всегда возможно. Современные материалы позволяют облицевать поверхность тонкой плиткой под кирпич разнообразных фактур. Сейчас подобный вид отделки применяют в основном в исторических интерьерах. Но бывают и исключения, одно из которых вы видите на нашей иллюстрации. Кирпич прекрасно сочетается с темным деревом, присутствующим здесь в виде столешницы. А еще на фоне кладки хорошо смотрятся черно-белые фотографии. Последняя «изюминка» этого фрагмента — миниатюрная полочка для книг. Возможно ли найти предмет проще и функциональней! Но и здесь дизайнеры не дремлют: полка по их прихоти выгнула спину, как кошка.
А вот как можно устроить нижний свет на кухне. Поверхности рабочих столов ни в коем случае не должны оставаться в тени. Для их освещения производители кухонной мебели предлагают карниз со встроенными лампочками, идущий по верху навесных полок. Но намного удобнее расположить светильники непосредственно над столами. Это могут быть трубчатые модели, прикрепленные к низу навесных полок, но их белый свет не всегда приятен для глаз. Это могут быть и бра, развешанные в «ключевых» точках рабочей зоны: над раковиной, плитой, барной стойкой. Дизайн ламп, применяемых на кухне, слегка технократичен, что по-своему оправданно. Ведь кухня — тоже в некотором роде производство. Немного иронический светильник, напоминающий душ, сделает мытье посуды менее унылой процедурой.
- Источник: Журнал «Идеи вашего дома»
№41
- Материал подготовила:
Татьяна Шовская
- Фото:
East News/Mondadoripress
Источник