На Facebook обрушился шквал критики за запрет пользователям из Австралии делиться новостями
Решение Facebook запретить пользователям из Австралии делиться новостями было осуждено политиками из разных стран и переросло в масштабное противостояние между крупнейшей соцсетью и правительствами, а также новостными организациями по всему миру. Должностные лица и крупные издатели в Великобритании, Канаде, Германии и США раскритиковали действия Facebook, заявив, что они антиконкурентны, и подчеркнули необходимость жёстких мер со стороны регулирующих органов.
Напомним, что Facebook запретила пользователям из Австралии делиться новостями из-за нового медиакодекса, который в скором времени будет принят в стране. Он будет нацелен на защиту местных СМИ. Согласно ему, такие платформы как Google и Facebook будут вынуждены платить местным изданиям за публикацию их новостей. Google отреагировала на нововведение запуском платной новостной платформы, однако Facebook решила полностью запретить пользователям социальной сети в Австралии делится ссылками на новостные сообщения и запретить им просмотр не только местных, но и международных новостей.
Джулиан Найт (Julian Knight), депутат, возглавляющий Комитет по цифровым технологиям, культуре, СМИ и спорту в британском парламенте, заявил телеканалу Sky News, что «это один из самых идиотских, но в то же время глубоко тревожных корпоративных шагов за всю историю». В заявлении для CNN Business Найт сказал, что британские законодатели воспользуются находящимся на рассмотрении законом, направленным на регулирование социальных сетей, чтобы гарантировать, что такие платформы, как Facebook, продвигают надёжные источники новостей. Он добавил, что надеется на то, что законодатели со всего мира серьёзно отреагируют на ситуацию с Facebook.
Дэвид Чичиллин (David Cicilline), конгрессмен от Демократической партии США, возглавляющий антимонопольный комитет Палаты представителей, поддержал мнение Найта. Он сказал, что действия Facebook в Австралии демонстрируют, что компания несовместима с демократией. Угроза ограничить права жителей всей страны, чтобы она пошла на условия Facebook, по его словам, является ни чем иным, как явным и неприкрытым монополистическим поведением.
Министр наследия Канады Стивен Гильбо (Steven Guilbeault) заявил в Twitter, что действия Facebook крайне безответственны и ставят под угрозу безопасность австралийского народа. Он подчеркнул важность введения справедливого законодательства, регулирующего отношения между СМИ и веб-гигантами.
В Германии Федерация немецких газетных издателей призвала правительство ограничить влияние Facebook. Генеральный менеджер организации Дитмар Вольф (Dietmar Wolff) заявил, что настало время правительству ограничить рыночную власть веб-платформ. Он назвал серьёзной проблемой то, что социальная сеть способна запросто блокировать страницы по своему усмотрению для усиления политического давления. Стоит отметить, что законодатели уже предпринимают шаги по ограничению влияния социальных сетей. К примеру, новые европейские законы об авторском праве привели к тому, что Google согласилась платить французским новостным изданиям за публикацию их контента.
Facebook не согласна с обвинениями и утверждает, что предлагаемый австралийскими властями закон преуменьшает ценность, которую её услуги приносят издателям. Тем не менее, нельзя отрицать, что социальная сеть имеет слишком большое влияние. Это стало очевидно, когда, наряду с блокировкой новостного контента, Facebook непреднамеренно заблокировала учётные записи австралийских экстренных служб и благотворительных организаций. Кроме того, обеспокоенность вызывает то, что Facebook приняла решение о запрете обмена новостями в австралийском сегменте социальной сети и привела его в действие в одночасье, без какого либо переходного периода.
Стоит отметить, что в договорённостях между технологическими компаниями и социальными сетями существует определённая опасность. Она заключается в том, что такие сделки не учитывают небольшие новостные ресурсы, которые не имеют достаточного влияния для ведения переговоров. Однако настоящая потеря для индустрии заключается в том, что рекламодатели гораздо больше предпочитают рекламу в Google и Facebook, а также других платформах, чем на веб-сайтах газет.