Можно ли облегчить работу учителя?
Закончился очередной учебный год. И чем бы ни занимался учитель в течение этих трёх месяцев (ЕГЭ, летние лагеря, долгожданный отпуск), всё равно он оглядывается назад, переводит дух, задумывается: «а что дальше?»
Я очень часто слышу от учителей фразу «в современных условиях трудно учить». На мой взгляд, такое мнение не совсем правильное.
Нет. Учить не трудно. Что действительно трудно, так это быть учителем, и это проблема, над которой должно работать всё общество.
Иногда мы слышим признания чиновников: учительская профессия трудная, именно поэтому «они получают достойную зарплату». Конечно, с ними можно поспорить, насколько соответствует эта оплата за тяжелую работу.
Но на самом деле, не кажется ли разумным на самом деле сделать работу учителей легче?
Если общество требует от учителей выполнения важной миссии: помощи молодым людям в том, как стать лучшими, успешными, достойными гражданами, не должны ли мы устранить как можно больше препятствий для главных проводников этого общественного и государственного заказа? Чтобы учителя могли делать лучше свою работу.
Как и в любой другой профессии, учителя лучше всего работают тогда, когда им предоставлены возможности проявления собственного Я, самостоятельного творчества, реализации мастерства и постановки собственных, а не навязанных образовательных целей.
К сожалению, учителя редко получают такие возможности.
Прибавьте к этому общие, профессиональные, местные проблемы, и мы увидим, что в большинстве школ крайне низко используется творческий потенциал учителя. Всё чаще требуется простой учитель-исполнитель.
Что делает работу учителя такой трудной?
Безусловно, акт обучения кого-то чему-то, действительно, может быть трудным. Но я имею в виду не эти повседневные трудности реальной работы учителя.
На мой взгляд, важнее отметить, кто делает работу учителя настолько трудной, что это становится проблемой всего учительского сообщества.
Чиновники всех уровней
Конечно, можно утверждать, что чиновники и политики всех уровней действительно стремятся понять проблемы современного образования вообще и учительскую работу в частности. Однако проблемы в понимании истинного положения дел связано с тем, что большинство из них никогда не были учителями. Но мне кажется, что кроме этого существует определённый разрыв между представлениями чиновников о школе на основе собственного ученического опыта, и тем, что на самом деле происходит и должно происходить в наших школах сейчас.
Модель образования прошлых десятилетий в основном опиралась на «знаниевую школу». Однако современная школа больше ориентирована на мыслительную активность учащихся.
Проверить это сложнее, хотя чиновники стремятся учитывать всё до мелочей, всё больше влезая во внутреннюю учительскую кухню. Добавьте к этому шараханье в образовательной политике, громоздкие, часто непонятные виды отчётов, формирование порой негативного общественного мнения об учителях.
Очень важно сосредоточиться на постановке важнейших вопросов современного образования, а не на многочисленных и ничего не дающих количественных показателях.
Руководители школ и администрация
Мы наглядно видим, что горы отчётности отражаются на работе школьной администрации самым нездоровым образом. Вместо того чтобы сосредоточиться на культуре обучения и воспитания, мы видим различные уровни культуры достижений . Это проявляется в виде многочисленных инициатив, изобретении новых типовых документов, увеличении числа совещаний сотрудников, основанных на данных, директивах и инструкциях. И зачастую именно исполнительская дисциплина учителя становится главным критерием его работы. В итоге не редкостью в школе стали авторитарные и грубые карательные меры.
Учителя хотят делать качественно свою работу, они готовы работать много. Но часто они оказываются в ситуации выбора между тем, что они интуитивно знают, что лучше для их учеников, и тем, что им указывают, что необходимо делать.
Более продуктивными являются те школы, когда руководство и администрация видят свою роль скорее в качестве вспомогательного персонала, нежели в качестве непререкаемых менеджеров и «боссов».
Необходимо прекращение практики бездумных инициатив. Всего того, что позволит избежать бессмысленного учительского выгорания и ощущения своей беспомощности.
Учитель
Иногда учитель сам усложняет свою работу. Он хочет автономии, но бывает, что не готов к этому. Стоит спросить себя: «Сколько свободы я должен иметь?»
Отсюда стоит задать себе и другой вопрос: «Какова степень моей ответственности?»
Родители и общественность
30-40 лет назад чувство подчинения и контроля в наших школах выглядело совсем по-другому. Конечно, это не обязательно хорошо. Но современная ситуация такова, что учитель всё чаще сталкивается с проблемами экстремального поведения учеников. И всё чаще случаи, когда родители не хотят брать на себя хотя бы частично вину в огрехах воспитания.
Ученикам нужна, прежде всего, положительная образовательная среда. И это главная забота учителей и родителей.
Ученики
Кстати, о детях. Да, современные ученики затрудняют преподавание, а мы в силу разных причин не всегда можем их понять. Все они имеют разные потребности, сильные и слабые стороны, эмоциональные и/или интеллектуальные проблемы, желания, страсти, а иногда и проблемы с поведением.
Не будем сетовать, что учительский труд плохо вознаграждается. Но быть учителем — это тяжёлая работа.