Многоликий тьютор: три модели сопровождения учеников
В прошлом материале мы описали, как устроена профессия школьного тьютора и почему она становится все более востребованной в современном образовании. На этот раз расскажем, как сегодня выглядит модель сопровождения в школе «Золотое сечение».
Мы выстроили свою классификацию, исходя из трех критериев:
- какие задачи тьютор должен выполнить в первую очередь;
- каков уровень самостоятельности тьюторанта;
- насколько нужно подключение родителей к процессу сопровождения.
В соответствии с этими критериями мы выделили три модели сопровождения:
Модель 1. Стиль взаимодействия — «куратор»
Портрет родителя — повышенная ситуативная тревожность, общение с ребенком через оценки, а с тьютором — через формальные контакты. Обычно такой родитель обращается к тьютору только по учебным вопросам и чаще в ультимативной форме: «Объясните, почему это вот так».
В этой модели тьюторам приходится много работать над мотивацией подростка, давать советы, выслушивать и разбираться в проблемах тьюторанта. В этой позиции довольно много контроля: тьютор контролирует пребывание ученика в школе, контролирует успеваемость, беседует по проблемным вопросам. Также тьютор старается помочь тьюторанту самоопределиться и задает наводящие вопросы, помогающие ученику сформулировать собственные цели и задачи.
В перспективе тьюторант должен стать более самостоятельным, обрести интерес к учебе и осознать, зачем ему нужна школа.
Модель 2. Стиль взаимодействия — «тьютор»
Портрет родителя в данной модели предполагает доверие к школе и к тьютору. Кроме формальных вопросов, такой родитель в случае необходимости готов общаться с тьютором и по вопросам воспитания, и по вопросам дополнительного образования. Но инициатива от такого родителя исходит редко.
Какова работа тьютора в такой системе? Это содействие формированию у ученика ключевых компетенций и создание условий для личностного роста. Больший акцент сделан на образовательных потребностях и интересах конкретного тьюторанта. Тьютор исходит из запросов ученика и помогает увидеть возможности самореализации как в пространстве школы, так и за ее пределами. В результате у тьюторант учится осознанно относиться к своему будущему, видеть свои перспективы и внутренние ресурсы, но также понимать, в каких сферах этих ресурсов не хватает и как можно их восполнить.
Модель 3. Стиль взаимодействия — «коуч»
Портрет родителей — доверяющий, советующийся, сотрудничащий с тьютором в вопросах обучения и воспитания. Главное, что такой родитель предоставляет подростку право самостоятельно делать выбор и обсуждает этот выбор на основе партнерства. Тотальный контроль исключен.
В отличие от другихмоделей, здесь тьюторы не занимаются поиском целей, смыслов и интересов для ученика. Они работают с теми целями, которые заявляет сам тьюторант, помогают раскрыть глубину и новые смыслы этих целей. От тьютора требуется поддерживать мотивацию ученика к саморазвитию, усиливать положительный эффект от самостоятельно принятых решений и достигнутых результатов, давать возможность тьюторанту самому спланировать свои действия. Такое сопровождение должно помочь ученику окончательно стать самостоятельным и осознанным человеком, умеющим видеть за своими и чужими действиями смысл и глубину, способным к позитивной рефлексии. На своем опыте мы убедились, что все три модели имеют право на существование в старшей школе. Конечно, мы представили здесь идеальную картину и понимаем, что выбор модели зависит еще от множества факторов. Более того, наш опыт показал, что могут существовать и, скажем так, промежуточные модели, в которых тьютор может работать в смешанных стилях («куратор-тьютор» или «куратор-коуч»), исходя из своих задач в работе с тьюторантом, из уровня доверия и взаимопонимания. Главное здесь — что рабочая модель тьюторства должна быть динамической, помогать фиксировать прогресс ученика и действовать на поддержание этого прогресса.
Об авторе: Юлия Меркулова, тьютор, учитель русского языка и литературы школы «Золотое сечение».
Мы продолжим вас знакомить с опытом школы «Золотое сечение» в области тьюторства. Тем же, кто хочет глубоко окунуться в эту проблему, рекомендуем приобрести только что вышедшую книгу «Записки тьютора. Опыт школы «Золотое сечение».