Методическое сопровождение в интернете как образовательная задача
Сопровождение обучаемых в интернете стало в последние годы весьма актуальным на фоне практически безграничной доступности информации онлайн. Почему это актуально, пожалуй каждый испытал на себе, когда запрашивал информацию по определенной теме.
К примеру, на запрос «щелочные металлы», список результатов Google составил около 393 000 единиц. Безусловно, эта огромная масса неотфильтрованных материалов менее ценна, чем аннотированный и оцененный перечень из 5-10 учебных ресурсов (текста, видео и т.д.).
Этот пример показывает, как в интернете важна роль авторитетных специалистов или даже больших коллективов, проводящих аналитическую, экспертную работу. И, действительно, когда мы ищем необходимую нам информацию, мы опираемся на их мнение. Не тратим драгоценное время на иногда бессмысленные и долгие поиски, а пользуемся отсортированными данными, где предоставлена сравнительная характеристика, указываются критерии, по которым отбиралась такая важная для нас информация.
Задачи для преподавателей и учащихся
Без сомнения, такие «лоцманы» в бескрайнем Интернет-океане необходимы в контексте образования. Этот вызов может быть определен как необходимость систематизации, создания коллекций образовательных материалов, подготовки соответствующего содержания, созданного другими авторами. Отсутствие такого рода сегмента может быть серьёзной проблемой как для учителей, так и для учащихся.
Взаимообмен
Преподаватели могут собирать и использовать учебные материалы по определенной теме и предоставлять коллегам. Причём, это могут и должны быть не просто опубликованные сценарии уроков. Это могут и должны быть целые модули, связанные с той или иной образовательной технологией. К примеру, в последние годы набирает силу технология смешанного обучения. Очень важен доступ учителей к различным её моделям. Причём не только в режиме ознакомления с техническими инструментами, но и организацией образовательного процесса, специально подобранным содержанием.
Обзоры
Учащиеся могут получить обзоры в качестве образовательной задачи или использовать их для себя в качестве стратегии обучения. В соответствии с технологией критического мышления безусловно важна оценка самого ученика предоставленных обзоров. Так может заканчиваться каждый составленный учебный модуль, после которого ученик высказывает своё мнение о качестве обзора, насколько он был полон, как пригодился самому ученику.
Как осуществлять сопровождение?
Для успешного сопровождения интернет-образования учащихся требуется несколько шагов:
1. Поиск и сбор информации. Для этого можно использовать поисковые системы интернета. Кроме того, вы можете напрямую вызвать определенную коллекцию и просмотреть ее.
В современных поисковиках имеется интеллектуальная система поиска. Пользуйтесь ею.
Вы можете запрашивать дополнительные уточнения.
Воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+F, введите в окошко ключевые слова.
Воспользуйтесь расширенным поиском. Подберите необходимый материал по типу файла, по дате его публикации и т.д.
2. Оценка и связанное с этим удаление малополезного и случайного контента. Основным правилом учителя должно быть «лучше меньше, да лучше», то есть не максимально большее количество, но тщательно отобранное. Вы можете представить небольшое количество контента. Никаких случайных материалов! Не должно быть ресурсов в красивых обёртках, не содержащих никакой дополнительной информации.
3. Сортировка. Отобранный контент объединяется. Для очень сложных тем может быть полезной разбивка на несколько небольших коллекций.
4. Сценарий и структура. Шаг сортировки непосредственно присоединяется к вашему сценарию. Необходимо разместить контент в чёткую структуру, которая не вызовет у ваших учеников или студентов затруднений. Это не просто вопрос создания макета. Это, прежде всего, вопрос создания контекста. Нужно не просто объединить найденный контент, а ввести короткие вводные тексты (резюме), которые помогут разъяснить его использование и будут работать на общее понимание содержания. Визуально рекомендуется записывать ссылки не просто как URL, а в виде связанного, пояснительного текста.
5. Совместное использование контента. Подумайте, как удобнее представить учебный материал для совместного использования в классе, дома. Кому будет представлен материал: отдельным ученикам, группам, всем ученикам или всем желающим.