Mercedes-Benz Vision EQXX: Все на борьбу со здравым смыслом
У электрического концепта из Штутгарта рекордно низкий коэффициент сопротивления воздуха и рекордно высокий пробег. Но есть ли у него багажник?
Электромобилем завтрашнего дня называют свое детище инженеры «Мерседес-Бенца». И они действительно оснастили Vision EQXX всеми наисовременнейшими технологическими решениями. Главной задачей было достичь пробега в 1000 км на одной зарядке. Чтобы достичь столь амбициозной цели, конструкторы постарались свести к минимуму массу машины и сделать максимально обтекаемым ее кузов.
Скажем, корпус аккумулятора изготовлен из уникального композитного материала на основе отходов сахарного тростника, усиленного углеволокном по технологии Формулы 1. Кузов машины — из мартенситной стали (это нержавеющие сплавы с высоким содержанием хрома и углерода) MS1500 сверхвысокой прочности. Листовая сталь с низким содержанием CO2 изготовлена из металлолома в электродуговой печи. Двери — из армированных углепластиком и стекловолокном пластмасс с алюминиевыми усилениями. Тормозные диски концепта алюминиевые, пружины подвески — пластик, армированный стекловолокном.
Особая гордость инженеров из Штутгарта — литые задний подрамник и передняя панель с местами крепления амортизаторов. Только эта последняя деталь позволила сэкономить около 4 кг. Отверстия в отливке заднего подрамника закрыты с помощью 42 «заплат», распечатанных на 3D-принтере из заменителя пластика, разработанного израильским стартапом UBQ Materials. Он производится из отходов, которые обычно попадают на свалку: пищевые и садовые отходы, смешанные пластмассы, картон и даже использованные подгузники.
«Бионическая симуляция с оттенком голливудской магии» — так называют маркетологи Mercedes-Benz весь этот процесс. И про Голливуд они вспомнили не зря. Ведь попутно с облегчением веса концепта немцы решали еще одну, весьма актуальную задачу — спасения планеты.
«Движимые идеей нулевого воздействия на нашу планету и крайне ответственного использования зеленой энергии, мы вдохновили наших инженеров идти дальше и дальше, — сказал, представляя концепт виртуальной публике, председатель правления Daimler AG и Mercedes-Benz AG Ола Келлениус. — Они интенсивно работают над тем, чтобы вывести дальность действия и эффективность на совершенно новый уровень. Vision EQXX является результатом миссии, которую мы поставили перед собой, чтобы преодолеть технологические барьеры по всем направлениям и поднять энергоэффективность на новые высоты. Это включает в себя достижения во всех элементах его ультрасовременной электрической трансмиссии, а также использование легкой техники и экологически чистых материалов».
Вот откуда дверные тяги из высокопрочного искусственного шелка. Кожзам сидений из мицелия, подземной корневой структуры грибов, и биоматериала из измельченных волокон кактуса в сочетании с устойчивой полиуретановой матрицей на биологической основе. Коврики на полу изготовлены из бамбукового волокна. В отделке салона широко используются переработанные полиэтиленовые бутылки и все тот же материал от UBQ — заменитель пластика из бытовых и муниципальных отходов на свалках.
Столь же серьезно конструкторы подошли к снижению аэродинамического сопротивления. Ведь при поездке на дальние расстояния электромобиль тратит почти две трети емкости аккумулятора на то, чтобы разрезать воздух. И дизайнерам удалось добиться впечатляющего результата: коэффициент лобового сопротивления Vision EQXX составляет всего 0,17.
«Аэродинамика Vision EQXX воплощает слияние технологий и эстетики для нас, дизайнеров, — отметил директор по дизай»imler AG и Mercedes-» Горден Вагенер. — В соответствии с нашей философией «Чувственной чистоты» мы создали впечатляющие пропорции, сочетающие красоту с эффективностью». На счет красоты, как водится, можно поспорить, отметим лишь, что самый аэродинамически совершенный Mercedes-Benz стал подозрительно смахивать на Porsche.
Большая длина (около пяти метров) при минимальной лобовой площади — она меньше, чем у CLA и даже smart, узкий «хвост» — задняя колея на 50 мм меньше передней — лежат в основе аэродинамической эффективности концепта. А дополняют картину хитроумная система воздушных заслонок, выдвигающийся на высоких скоростях задний диффузор, разработанные в сотрудничестве с Bridgestone шины Turanza со сверхнизким сопротивлением качению и аэродинамически оптимизированными боковинами, 20‑дюймовые колесные диски из кованого магниевого сплава.
Однако превосходная аэродинамика означает низкую вместимость — при колесной базе всего 2800 мм в заднем ряду усядутся разве что подростки, а объем багажника в узком «хвосте» и сплюснутом носу машины не может быть сколько-нибудь велик. Всемерная экономия массы наверняка скажется на цене машины — вспомним о сверхдорогих марках стали, углепластике, магниевом сплаве и солнечных батареях на крыше, призванных продлить пробег на 25 км в день. Алюминиевые тормозные диски будут быстро греться, а мощность мотора ограничена 150 кВт, поэтому на впечатляющую динамику вряд ли стоит рассчитывать.
При этом Vision EQXX все равно весит 1750 кг. Ведь один только аккумулятор потянет на полтонны. Если это и есть электромобиль будущего, то чем он лучше автомобиля настоящего? Тем, что дороже, медленнее, теснее? Хотя, конечно, если стоит задача переработать все отходы всех свалок мира, Vision EQXX любопытное решение.
Некоторые технические характеристики Vision EQXX
- Энергопотребление, кВтч <100
- Максимальное напряжение системы, Вольт >900
- Потребление энергии кВтч/100 км <10
- Значение cd 0,17
- Максимальная выходная мощность кВт ~150
- Колесная база, мм 2800
- Полная масса, кг ~1750
Что говорят создатели машины
Ола Келлениус, председатель правления Daimler AG и Mercedes-Benz AG
«Mercedes-Benz Vision EQXX — это то, как мы представляем будущее электромобилей. Всего полтора года назад мы начали этот проект, ведущий к созданию самого эффективного из когда-либо созданных Mercedes-Benz — с выдающимся энергопотреблением менее 10 кВт*ч на 100 км. Он имеет дальность действия более 1000 км на одном заряде с использованием аккумулятора, который поместился бы даже в компактном транспортном средстве. Vision EQXX — это продвинутый автомобиль во многих измерениях, и он даже выглядит потрясающе и футуристично. Таким образом, это подчеркивает, куда движется наша компания: мы будем создавать самые востребованные в мире электромобили».
Маркус Шефер, член правления Daimler AG и Mercedes‑Benz AG, технический директор, отвечающий за разработку и закупки.
«Технологическая программа, лежащая в основе Vision EQXX, определит и позволит использовать будущие модели и функции марки. Концепт прочно позиционирует Mercedes-Benz как бренд, сочетающий роскошь с технологиями в автомобильном мире и за его пределами. И то, как мы его разработали, так же революционно, как и сама машина. Мы бросаем вызов текущим процессам развития с инновационным духом и нестандартным мышлением. Это действительно путь вперед».