Медвежья услуга: когда ребенку помогать не надо?
Каждый ребенок, приступающий к освоению мира, нуждается в помощи со стороны взрослых. Вот только понятие «помощь» можно оценивать по-разному. Одни родители выполняют за ребенка домашние задания, завязывают ему шнурки, убирают детскую комнату, а другие ограничиваются лишь устной инструкцией, как выполнить то или иное действие. Кто здесь прав, а кто нет, понять достаточно трудно. Но очень важно контролировать, чтобы помощь детям не превращалась в медвежью услугу.
Помощь и зона ближайшего развития
Сначала определимся с тем, что такое помощь. Прежде всего, помощь — это содействие. Разобьем слово на части и получим: «со» и «действие». Итак, помощь — это совместное действие с другим человеком. Таким образом, само понятие диктует нам необходимость проявления активности тем, кто нуждается в этой самой помощи. Именно поэтому неправильно считать помощью то, что вы делаете вместо кого-то. Помощь всегда ассоциируется со словом «вместе», а не «вместо».
Также помощь ассоциируется с таким психолого-педагогическим явлением, как зона ближайшего развития. Разобраться, что заключено в этом понятии, несложно. Достаточно представить два круга, где один расположен внутри другого. Центральный круг заполнен актуальными умениями и навыками — теми действиями, которые ребенок может выполнять самостоятельно. За пределами внешнего круга находятся умения, которые ребенок пока не способен освоить. Ну а пространство между внешним и центральным кругами — это те действия, которые малыш может освоить при условии помощи со стороны. Именно оно является зоной ближайшего развития. Очевидно, что чем быстрее осваивается эта зона, тем активнее и качественнее протекает развитие человека.
Каждый день малыш сталкивается с целым рядом явлений, которые он не может понять и усвоить. Конечно, между счетом до трех и высшей математикой огромное расстояние, и никому не придет в голову обучать кроху решению интегралов. А вот между липучками и шнурками — расстояние небольшое. И если ребенок освоил манипуляции с застежками на обуви, то он вполне способен научиться завязывать и шнурки. Но здесь нужна помощь взрослого. Содействие в этом случае заключается в направлении детских движений, поддержке, похвале, работе над ошибками. Наконец, ваш малыш освоит эту «хитрую» науку, а значит, у него сместится зона ближайшего развития, так как часть от нее перейдет в актуальный уровень.
Но если вы будете делать что-то вместо ребенка, то это умение так и останется для него в зоне ближайшего развития. Только настоящая помощь взрослого способна вести малыша по индивидуальному пути развития.
Типичные ошибки родителей или те самые медвежьи услуги
Чаще всего с ошибками в оказании помощи мы сталкиваемся при поступлении ребенка в школу. Если начать порицать действия родителей, то в ответ можно услышать массу оправданий. И все-таки подобные ошибки — медвежьи услуги — наносят урон воспитанию.
Мы перечислим типичные медвежьи услуги. Возможно, кто-то из родителей узнает в них свои методы «помощи». Не спешите искать себе оправдание — лучше задумайтесь о последствиях.
Медвежья услуга № 1: Выполнять за ребенка домашнее задание
Это самое распространенное явление. Оно особенно актуально в начальной школе. Мама спешит с работы, садится рядом с ребенком и начинает диктовать ему готовое решение той или иной задачи. При этом, чтобы получалось лучше, она комментирует наклон буквы или красоту цифры. Нужно ли говорить, что малыш абсолютно не усваивает решение задачи, порядок арифметических действий, правило орфографии и др.? Перед ним стоит одна задача — четко выполнить указание мамы. Все остальное уходит на второй план.
Не пытайтесь оправдаться тем, что ребенок все делает сам, а вы только контролируете. Он выполняет задание под вашу диктовку, а значит, не проявляет самостоятельности.
И еще более непонятно выполнение заданий вместо ребенка. Родители пытаются оправдаться сложностью заданий, например, по природоведению. Но поверьте, если объяснить ребенку особенности строения глаза насекомых, то «нарисовать мир глазами кузнечика» становится для него элементарной задачкой.
Эта медвежья услуга не только не развивает в ребенке необходимые умения, но и учит его безответственности. Если вы не проконтролировали процесс — значит, и виноваты в плохих оценках будете вы. Таким образом, ребенок с малых лет учится перекладывать ответственность с себя на других.
Медвежья услуга № 2: Решать детские конфликты
Дети ссорятся в песочнице, во дворе, в классе. При этом часть детей добросовестно принимает удар по примирению на себя, а часть бежит к родителям. И вот разгневанная мама идет разбираться c обидчиками ребенка. Всем известно, что в любом конфликте виноваты обе стороны, но родители, вмешиваясь в конфликт, не слушают аргументы второй стороны, вынося «приговор» на основе собственных выводов. Если за другого ребенка также вступятся родители, то и вовсе становится неизбежным конфликт между взрослыми. Зачастую они вообще забывают о первопричине и раздувают вторичный глубокий конфликт.
Включение родителей в детские конфликты лишает малышей бесценного социального опыта. Да и само вмешательство вызывает у детей дискомфорт. Они вырастают неспособными вести себя дипломатично и чувствовать ответственность за собственное поведение. Говоря откровенно, из таких «птенцов» вырастают абсолютно беспомощные взрослые.
Медвежья услуга № 3: Бежать впереди «паровоза»
Это распространенное явление заключается в том, что родитель самостоятельно принимает все решения за ребенка. Некоторые мамы и папы еще до рождения малыша начинают грезить изобилием секций, кружков, дополнительных занятий. При этом родители даже не сомневаются, что их мнение полностью совпадет с детскими интересами.
Бывают ситуации, когда родители цепляются за любой детский интерес. Ребенок только предложил маме пойти на каток, а она тут же купила ему дорогие коньки, записала в секцию по фигурному катанию и предъявила ряд претензий, что дочь не хочет идти на занятия. «Мы для тебя делаем все!» — кричит мама. Но ведь, если быть честными, такие родители выдают собственные интересы за интересы ребенка.
В данном случае помощь может быть в поддержке, создании условий и не более того. И поддержать нужно только в том случае, если ребенок сам проявит интерес.
Медвежьи услуги приводят к глубоким последствиям в будущем:
- безответственности;
- инфантильности;
- отсутствию навыков социального взаимодействия;
- пробелам в знаниях.
Помощь ребенку — явление тонкое и щепетильное. Важно научиться действовать именно совместно, основываясь на имеющемся уровне развития. Только в этом случае вы будете содействовать развитию ребенка, а не тормозить его.
Светлана Садова