Мартин Скорсезе обвинил стриминг в гибели киноискусства
Стоило поутихнуть обсуждению, вызванному критикой Мартина Скорсезе фильмов о супергероях, в частности, производимых студией Marvel, как маэстро вновь рискует поднять шумиху. В этот раз режиссёр написал эссе для Harper’s Magazine, в котором критикует современные стриминговые сервисы и говорит о пренебрежительном отношении к кино как к искусству.
Эссе называется «Маэстро. Федерико Феллини и потерянная магия кино» (Il Maestro Federico Fellini and the lost magic of cinema). Как можно предположить из названия, постановщик ностальгирует по эпохе культовых мастеров и считает, что в современном мире магию кино сменила бизнес-модель.
«Всё изменилось — кино и его значимость в нашей культуре. Конечно, нет ничего удивительного, что такие художники, как Годар, Бергман, Кубрик и Феллини, которые когда-то правили нашим великим искусством, в конце концов остались бы в тени по прошествии времени. Но мы не должны принимать их как должное. Мы не должны зависеть от кинобизнеса в том виде, в котором он есть сейчас, а должны заботиться о кинематографе», — пишет Скорсезе.
Режиссёр отметил, что изменения в мире кино вызваны развитием стриминговых платформ, которые воспринимают зрителя как потребителя и выстраивают свои алгоритмы, чтобы заинтересовать его. Тем не менее, Марти с нежностью относится к таким онлайн-площадкам, как The Criterion Channel и MUBI, занимающихся кураторской работой.
«Ещё 15 лет назад слово “контент” относилось лишь к обсуждениям кино на серьёзном уровне (режиссёр имеет в виду content как “содержание” в пер. с англ., — Прим. ред.), и оно сопоставлялась или противопоставлялось форме. Потом его стали всё чаще и чаще использовать владельцы медиа компаний, которые практически ничего не знают об истории художественной формы и даже не думают это узнать. “Контент” стал определением всего, что связано с визуальным изображением: будь то фильм Дэвида Лина, видео с котом, реклама Супербоула, супергеройский сиквел или эпизод сериала», — поясняет Скорсезе.
В завершении постановщик призвал всех знакомых с историей кино делиться своей любовью к ней и этими знаниями как можно больше, чтобы пояснить значимость великих фильмов и их вклад в искусство.