Марку Цукербергу пока не удаётся привлечь пользователей в метавселенную — большинство уходит через месяц
Уже почти год прошёл с момента переименования Facebook* в Meta* Platforms — компания хочет сделать ставку на метавселенную или виртуальные миры, но, если верить ознакомившимся с внутренними документами Meta* журналистам Wall Street Journal (WSJ), этому препятствуют многочисленные технические недоработки, отсутствие интереса со стороны пользователей и отсутствие понимания того, что нужно сделать, чтобы обрести успех.
Глава Meta* Марк Цукерберг предупреждал, что на построение метавселенной уйдут годы, однако Horizon Worlds, флагманская виртуальная платформа компании, не оправдывает даже внутренних ожиданий. К концу этого года Meta* планировала привлечь на платформу 500 тыс. ежемесячно активных пользователей, но недавно эту планку пришлось понизить до 280 тыс. В реальности, гласят внутренние документы компании, там сейчас нет и 200 тыс. пользователей. Для сравнения, принадлежащие компании сервисы Facebook*, Instagram* и WhatsApp имеют в сумме 3,5 млрд пользователей в месяц — это половина населения Земли. А 200 тыс. — это население маленького городка. Большинство пользователей проводит в Horizon не больше месяца, потом уходит и больше никогда не возвращается.
Horizon задумана как обширный набор интерактивных виртуальных пространств или миров, где представленные трёхмерными аватарами пользователи могут совершать покупки, устраивать вечеринки и работать. Однако в пространство Hot Girl Summer Rooftop Pool Party («Летняя вечеринка красоток у бассейна») редко забредают девушки, в Murder Village («Деревня убийств») некого убивать, а игровые миры вроде Questy, который рекламировался на Суперкубке вообще преимущественно никто не посещает. Если верить собственной статистике компании, только 9 % существующих миров посещают более 50 человек, а большинство пространств так и остаётся пустующим.
Для доступа в Horizon нужна гарнитура Meta* Quest, но в самой компании знают, что пользователи быстро забрасывают эту игрушку: более половины этих устройств (стоимостью $400) через полгода уже не используются. Опрошенные компанией пользователи говорят, что просто не могут найти виртуальные миры, которые могли бы им понравиться, и людей, с которыми можно общаться. А ещё люди в метавселенной выглядят ненастоящими — у аватаров даже ног нет. Да и в опросе согласились поучаствовать всего 514 человек. Чтобы попытаться как-то выправить положение, компания ввела в Horizon «локдаун». Это значит, что на платформе не будет новых функций, пока разработчики не улучшат взаимодействие пользователей с виртуальными мирами.
В минувший вторник Цукерберг представил новую гарнитуру виртуальной реальности Quest Pro — она стоит $1500, но предназначается не для рядовых пользователей, а для архитекторов, инженеров и дизайнеров метавселенной. Глава компании уверен, что устройство задаст новый стандарт для технологий метавселенной. А ещё он пообещал, что аватары на платформе наконец-то обретут ноги. Компания также собиралась в этом году выпустить веб-версию Horizon для мобильных устройств и ПК, хотя представитель на мероприятии во вторник так и не сказал, когда это случится.
Идея метавселенной стала своего рода вторым шансом для компании, чья репутация изрядно пострадала, когда бывшая сотрудница Facebook* Фрэнсис Хауген (Frances Haugen) опубликовала множество внутренних документов и заявила, что её бывшее начальство руководствуется только выгодой. Переименование в Meta* позволило компании заявить права на новый формат и новую стратегию, а также задать тренд: во многих компаниях открылись вакансии «директоров по метавселенной», бренды Balenciaga и Prada начали продвигать цифровую одежду, и даже алкогольные бренды начали открывать виртуальные бары и винокурни. Но никто не знает, что дальше. Инвесторы не знают, во что именно вкладывать деньги. И даже внутри самой Meta* нет единого мнения, в каком векторе развиваться Horizon: как социальной или как игровой платформе. При этом курирующий метавселенную вице-президент компании Вишал Шах (Vishal Shah) утверждает, что базовый тезис остаётся сильным — нужно лишь бороться с недоработками, а создателям платформы следует почаще посещать её в качестве пользователей.
Ещё одной проблемой остаются манеры самих пользователей. Недавно репортёр WSJ посетила один из наиболее популярных виртуальных миров Horizon — Soapstone Comedy Club. Там было около 20 человек, и когда она представилась и попыталась взять интервью у группы пользователей, один из них чересчур фамильярно заявил: «Ты можешь рассказать обо мне, детка». А потом предложил ей раскрыть себя. Другой флиртовал с какой-то женщиной в толпе, но его прервала подружка из реального мира, которая начала выкрикивать непристойности на заднем плане.
На следующий день в виртуальный мир отправился уже репортёр-мужчина из WSJ. Сначала он и ещё какой-то пользователь устроили спарринг на боксёрском ринге, надев на виртуальные головы виртуальные тыквы, затем сыграли в пиво-понг, через 10 минут игра закончилась, а его визави так и не проронил ни слова. Потом аватар журналиста свалился в бассейн, но мужчина так и понял, как из него выбраться. И никто не смог помочь, потому что вокруг просто никого не было.
Впрочем, некоторым нравится общаться со случайными собеседниками в Horizon — люди проводят там до нескольких часов. Один рассказал, что метавселенная стала его основным способом отдохнуть на реабилитации после пересадки почки. А Карлос Сильва (Carlos Silva), 41-летний менеджер проектов в сфере IT из Мэриленда, купил Quest 2 и начал заходить в Horizon в начале прошлого года — так он надеялся восполнить дефицит общения во время пандемии. И в первый же день не встретил вообще никого в главном помещении для собраний. Сейчас он каждую среду проводит туры по Horizon, помогая новым пользователям адаптироваться. По его словам, пик интереса к экскурсиям пришёлся на прошлое Рождество — тогда за тур он встречал до 400 человек. В последние месяцы с трудом набираются даже 150. Сильва говорит, что метавселенная станет трендом лет через 10, но никак не в будущем году.
В Meta* хотят, чтобы рядовые пользователи создавали собственные миры — для этого в Horizon есть необходимые инструменты. Но этим занимаются менее 1 % посетителей платформы. Компания считает, что лояльность пользователей можно вернуть, если преодолеть основные проблемы — это подтверждают и сами пользователи. Многих из них также сдерживает отсутствующая пока возможность зарабатывать в метавселенной деньги. В классических соцсетях это возможно при сотрудничестве с брендами, но здесь таких инструментов и спроса пока нет. Люди даже готовы проводить здесь полный рабочий день, если это будет оплачиваться. Коммерческие отношения в Horizon пока остаются в зачаточном состоянии: самый прибыльный из миров принёс компании всего $10 000 в виде «внутримировых платежей», а местные инфлюенсеры за всё время заработали лишь $470 в виде чаевых.
Проживающий в Торонто 39-летний графический дизайнер Шехарзад Аршад (Sheharzad Arshad) с января построил 18 виртуальных миров, зачастую вдохновляясь любимыми фильмами. Самый популярный из них, созданный по мотивам «Человека-паука», с мая привлёк около 20 тыс. посетителей. По мнению дизайнера, цена в $399,99 слишком высока для его друзей и членов семьи, и это препятствует росту Horizon. Но ему нравится направление, в котором компания продвигает платформу.
* Внесена в перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».