Ловушки для водителей: как камеры штрафуют в безвыходных ситуациях
Водители пожаловались на новые ситуации на дорогах, когда законные маневры привели к получению досадных штрафов. Автомобилисты недоумевают, почему приходят постановления, даже если отсутствие нарушения очевидно. Но не все так однозначно. Разбираемся, когда штраф легко оспорить, а в каких ситуациях водители заблуждаются.
Остановка по требованию инспектора
Иногда автомобилисты попадают в такие ситуации: инспекторы ГИБДД дают им сигнал остановиться и жезлом указывают примерное место для остановки. Это может оказаться обочина или зона действия запрещающего знака. Камера фиксируют траекторию и понимают, что водитель нарушил ПДД. На фотоматериалах иногда видны сами полицейские, проверяющие документы. Но отсмотр материалов не всегда позволяет оценить всю картину целиком и автовладельцы получают штрафы.
Случаи единичные, но запоминаются. Например, рассказывал об оштрафованном автомобилисте, которого остановили для проверки в зоне действия знака п. 3.27 ПДД. За это с камеры прилетел штраф в размере 3000 рублей. На фотоматериалах можно было легко различить инспектора ГИБДД у водительской двери.
Выбора у водителей в такой ситуации нет, останавливаться по требованию инспектора ГИБДД необходимо в указанном им месте, объяснил управляющий партнер юридической фирмы «ГК Лигал» Кирилл Гавриличев. За неподчинение водителя могут лишить прав или же выписать административный штраф.
«Такие риски никому не нужны. Потом такое постановление можно оспорить», — объяснил Гавриличев в беседе с . При этом эксперт признает несовершенство системы, ведь не всегда инспектор ГИБДД в таких случаях попадает в кадр.
«Если у водителя нет видеорегистратора, оспорить такой штраф будет уже сложнее. Приходят извещения не сразу, автомобилист может забыть, что его останавливали, а также забыть имя проверившего его сотрудника ГИБДД. Получается, что ситуация спорная, — рассуждает юрист. — Но подстроить систему под каждый нюанс невозможно».
По его словам, инспекторы ГИБДД организуют временные посты согласно внутренним требованиям и возможное наличие дорожных камер в этих местах никак не влияет на выбор места: в таких случаях инспекторов волнует пресечение нарушений и выявление подозрительных автомобилей. Он отметил, что полицейские могут просто не знать о наличии камер и списка нарушений ПДД, на которые настроены устройства.
Объезд препятствия
Объехавший стоящую на «аварийке» в левом ряду поливальную технику на Комсомольской площади в Москве водитель кроссовера Geely получил штраф за нарушение разметки. При этом на машине ЖКХ находился дорожный знак 4.2.1. «Объезд справа». Однако камера, скорее всего, зафиксировала все объезды такого препятствия как нарушения.
Руководитель юридического отдела МООП «Общество защиты прав автомобилистов» Равиль Ахмеджанов советует обжаловать постановление. В жалобе необходимо указать, что в соответствии с требованием дорожного знака «объезд справа», водитель объехал препятствие, изображенное на постановлении.
Однако в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы отметили, что водитель не совсем точно оценил дорожную ситуацию. «Подметально-уборочная машина не осуществляла стоянку, а просто ехала впереди автомобиля. В распоряжении ЦОДД есть фото места до и через 15 секунд после фиксации. Автомобиля коммунальных служб на них уже нет. Никакие внешние обстоятельства не вынуждали водителя пересекать сплошную линию разметки», — рассказали в ЦОДД.
Парковка на листьях
На странный штраф в 5 000 рублей за парковку на газоне пожаловалась владелица Toyota RAV4, которая припарковалась на асфальтированной площадке рядом со своим домом на Дмитровском шоссе.
«Всю жизнь все жители ставят здесь машины, все укатано асфальтом, знаков никаких нет. Нет никаких зеленых насаждений», — возмутилась жительница северного округа Москвы. В итоге штраф отменили, однако соседи автомобилистки теперь опасаются, что с постановлениями придется разбираться и им.
О схожей ситуации о штрафах за парковку на опавших листьях рассказал автомобилист Игорь Кудинов. Свой внедорожник он оставляет во дворе — на участке с разбитым асфальтом. И каждую осень получает штрафы на 5000 рублей. Их удается оспаривать в судах — доказательства о том, что этот участок не внесен в реестр зеленых насаждений у водителя есть. Но история повторяется регулярно. При этом в Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) не раз указывали на то, что в реестр зеленых насаждений включает не только газоны, но, например, отдельно стоящие деревья.
Непропуск пешехода
Владелец Kia Rio пожаловался на неоднозначный штраф за непропуск пешехода, который он получил с камеры на улице Кулакова. Он уверяет: женщина стояла у перехода и разговаривала по телефону, а потом неожиданно вышла на дорогу. «Я бы физически не смог остановиться», — уверяет водитель в сообществе «Синие ведерки».
Мнения автомобилистов по поводу правомерности штрафа разделились. Однако юрист Михаил Никитин уверен, что в этой ситуации штраф неправомерен. По его словам, водителям не запрещено продолжать движение через нерегулируемый пешеходный переход, если они не создают помех пешеходам — решения с такой формулировкой уже принимал Верховный суд.
«Обязанность водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться перед переходом поставлена в зависимость именно от необходимости пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Эта обязанность не возникает в случае, когда необходимость уступать дорогу пешеходам отсутствует», — уточнил юрист.
В свою очередь член рабочей группы ОНФ, эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман добавил, что этот состав в обязательном порядке фиксируется на видео: попавшим в такую ситуацию водителям стоит обратиться в ГИБДД и вместе с инспектором изучить запись.
Невидимый знак «стоп»
Водитель Павел Литвин на Peugeot 3008 получил штраф с известной камеры на Нижней Масловке, 9 за неостановку перед стоп-линией. Городские власти многократно доказывали, что дорожный комплекс работает безошибочно и главное тут действительно остановиться, а не притормозить. Однако Литвин уверяет, что ситуация здесь сложнее. По его словам, расположенный справа знак «стоп» невозможно было увидеть из-за припаркованного катка. Что касается разметки, то прочитать слово «стоп» не получилось из-за впередиидущей машины.
По мнению Григория Шухмана, водителя может спасти от штрафа в 500 рублей только запись с регистратора, на которой можно будет четко увидеть сложности с прочтением знака и разметки из-за нарушений требований ГОСТ.
Камеры можно усовершенствовать
В ЦОДД заявили , что cистема фотовидеофиксации в Москве – одна из наиболее современных и эффективных не только в России, но и в мире. За девять месяцев 2020 года общее количество ошибочных материалов составило 0,0042%.
«Обработка данных с комплексов фотовидеофиксации проходит в несколько этапов. Первый – автоматический. Система фиксирует абсолютно все автомобили, попавшие в зону распознавания, а затем автоматически исключает те материалы, в которых нет признаков нарушения. Затем материал попадает в ЦОДД, где происходит первичная обработка. Основная цель этой работы – сверка в системе марки, цвета и номерных знаков автомобиля и их соответствия, а также перепроверка признаков нарушения», — объяснили в ЦОДД.
После этого, по словам представителя ведомства, проверенный фотоматериал попадает уполномоченным сотрудникам ГИБДД, МАДИ или АМПП, которые и принимают решение о вынесении постановления об административном правонарушении.
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
В свою очередь технический директор компании-производителя комплексов «Садко» Александр Колесников считает, что дорожные камеры можно доработать и снизить количество брака. «Данные, которые камера посчитала правонарушением, анализируют квалифицированные сотрудники и согласовывают с ЦАФАПами. Происходит отбраковка материала, по результатам этого анализа в алгоритмы камеры вносятся необходимые изменения, происходит обучение нейронной сети. Этот процесс продолжается до тех пор, пока количество брака не станет минимальным», — объяснил Колесников. Однако, по его словам, для этого должны проявить инициативу в ЦАФАПах.
В свою очередь Шухман не видит смысла в доработке камер таким образом, поскольку это будет слишком дорого. Он считает, что за обработку материалов должен отвечать оператор. «Автоматика не выявляет административное нарушение, она лишь документирует событие по заложенным условиям. Квалифицирует его как нарушение ПДД — должностное лицо, — объяснил эксперт. — Текущая формулировка условий фиксации нарушений в КоАП приравнивает просто сам факт фиксации к нарушению».
Юрист Дмитрий Дугин объяснил, что несогласным с полученным штрафом водителям важно не пропустить срок обжалования — 10 суток. В случае, если водитель не согласен с постановлением, стоит отстаивать свою позицию.