Kunst! Перебираем секретные черновики дизайн-бюро Porsche за 15 лет
Редкая автомобильная компания столь усердно эксплуатирует тему собственной истории, как Porsche. Вроде далеко не самый возрастной производитель, но без обращения к наследию отца-визионера или его ближайших наследников не обходится ни одна премьера. Прочно осёдлан классический тренд, одним из первых в индустрии у Porsche появилось собственное реставрационное подразделение. А заводской музей — не хуже, чем у фирм со 120-летней родословной.
На руку марке и умопомрачительный процент сохраняющихся в эксплуатации машин, и созданная энтузиастами мода на Porsche с воздушным охлаждением. Все эти фестивали Luftgekühlt, рестомоды и прочая, и прочая… Однако современной нам эпохе жидкостного охлаждения, совпавшей с разгоном массового потребления и обременённой социально-экологической ответственностью, не хватает славы. Поэтому одним из направлений деятельности Porsche становится производство духоподъёмных нарративов.
Мультимедийный проект Unseen («невидаль»), о котором пойдёт речь сегодня, — пример того, как эффективно использовать в имиджевых целях побочку от разработки серийных автомобилей. Идея проста — выложить в Интернет и выпустить книжкой нереализованные дизайн-проекты прошлых лет. Причём того редкого сорта, что создаются в рамках перспективных исследований. Если верить шеф-дизайнеру Михаэлю Мауэру, давшему нам короткое вводное интервью, подобные работы вовсе не редкость в Вайсахе. Бюджета хватает, чтобы создавать до десяти абстрактных проектов ежегодно.
К сожалению, нам не показали их все за те 16 лет, что Мауэр стоит у руля. Из раннего, так сказать, опубликована только приведённая ниже реинкарнация Porsche 906, датированная 2005-м. Затем следует пробел аж до 2012-го. Жаль: по моим прикидкам, опущен именно тот период, когда ковалась концепция начала 2020-х. Остаётся лишь гадать, почему гриф «секретно» не снят. Возможно, прогнозы оказались настолько неточны, что нам с вами было бы смешно их обсуждать. Либо же, напротив, что ни покажи — рискуешь засветить лишнее.
Если что, у Porsche нет отдельных инкубаторов перспективного дизайна в тёплых уголках земного шара, как это принято в индустрии. Вся работа идёт в швабском Вайсахе. Бюро находится на территории главного технического центра марки, что обеспечивает необычайно плотное взаимодействие креативщиков и конструкторов. Все варятся в одном котле. Более того, в штате дизайн-студии есть собственные инженеры, следящие за тем, чтобы даже самые смелые проекты обладали хотя бы минимальными техническими шансами на реализацию.
Над перспективными разработками трудятся маленькие команды из четырёх-пяти человек, представляющие разные департаменты. Причём, как правило, каждый параллельно занят как на серийном проекте, так и на визионерском. Никто не препятствует консультациям с сотрудниками КБ серийных машин или GT-подразделения в соседнем Флахте. Это позволяет дизайнерам Porsche на ранних стадиях проекта создавать образы, мало меняющиеся по пути на конвейер.
Мауэр видит себя и своих подопечных этакими путешественниками во времени. Задача максимум — перепрыгнуть в послезавтра и оттуда оглянуться на день назад. Мол, чтобы создать продукт, актуальный через пять лет, нужно видеть на 10-15 лет вперёд или даже 20. Говорит, прежде чем создавать будущее, его надо продумать. Вот только среди представленных здесь концептов, хоть бы и датированных 2019 годом, я не вижу ни одного гиперпрогрессивного. Чего-то такого, что мне как человеку из 2020-го было бы трудно понять.
Экспериментальные образцы, включённые в программу Unseen, относятся к трём высшим формам жизни дизайн-проекта: пластилиновым и композитным макетам, а также ходовым прототипам. Начинаясь с эскизов и виртуальных моделей, наиболее жизнеспособные идеи становятся сначала моделями масштабными и только спустя несколько итераций — полноразмерными. Только так, говорят дизайнеры, можно по-настоящему оценить пропорции и составить представление об автомобиле как о законченном образе.
Чаще всего life-size модель (в натуральную величину) — это пластилиновая скульптура, покрытая специальной плёнкой, имитирующей крашеный кузов. Такие оцифровываются, фотографируются и, как правило, уничтожаются. Иначе никакого места не хватит, смеётся Мауэр. Воплощение же в виде жёсткого полноразмерного макета — билет если не в серию, то в бессмертную жизнь. Мэтр утверждает, что такие образцы Porsche хранит в запасниках.
Особняком стоят ходовые прототипы, создаваемые на опытном производстве. И среди рассекреченных материалов есть одна машина такого сорта, имеющая, судя по всему, непосредственное отношение к происходящему сегодня. Недавно фотошпионы выловили необычный заводской Porsche 911 серии 992 с увеличенным клиренсом во время ходовых испытаний. Журналисты немедленно нарекли его новой спецверсией Safari — в память о раллийных Каррерах конца 1970-х.
Так вот, ещё в 2012-м по тому же принципу был построен ходовой образец на основе дорестайлового 991-го. Даже в прессу просачивалась информация о нём, если вспомнить. Реализация, на мой взгляд, комична. Однако, несмотря на слегка колхозный вид, перед нами, возможно, наиболее близкая к воплощению работа из портфолио Unseen. Между прототипом Vision Safari и нынешней опытной машиной настолько прямая связь, что Михаэль Мауэр даже не пытается её скрывать. Только улыбается: не могу, мол, комментировать, но вы подождите.
Чем дальше я думаю об идее кросс-купе на базе 911-го, тем симпатичнее эта концепция именно применительно к современному поколению 992 с его цифровым нутром. Хороший способ подстегнуть интерес к противоречивой машине за счёт нестандартно мыслящей аудитории. Кому как не Porsche сделать этакий новый Мегатрак. И хотя круглых дат вроде не предвидится (разве что отметить 35 лет победы на Дакаре в 1986-м), была б машина, а повод найдётся. Или я не знаю маркетологов Porsche.
Отрадно, что на протяжении нескольких лет, судя по представленным фотографиям, разработчики Porsche последовательно развивают концепцию компактных и простых автомобилей. Кто-то из британских журналистов говорил, что спорткар сегодняшнего дня — это машина, способная дарить удовольствие на небольших скоростях. Я тоже считаю, что рецепт драйва в современных дорожных условиях подразумевает не тысячу лошадиных сил, а максимально честный бытовой интерактив. Уже упоминавшийся в самом начале прошлогодний Vision Spyder проповедует именно такую философию.
Со времён фольксвагеновского концепта BlueSport ходят слухи о мини-Porsche с четырёхцилиндровым мотором. Попытка даунсайзить Cayman и Boxster закончилась возвратом к атмосферной «шестёрке», но, вполне возможно, неудачный опыт 718-х подготовил почву для появления новой входной модели. Это ещё одна многообещающая идея: рост вниз, на мой взгляд, заложен в ДНК марки и едва ли повредит её премиальному имиджу сильнее, чем нынешняя экономия на спичках в больших и гламурных Панамерах, Кайенах или Тайканах.
В 2010-х дизайнеры Porsche участвовали в анонсированной Пиехом программе ультралёгкого спорткара XL Sport на основе углепластикового монокока. Правда, публично в 2014-м был показан только Volkswagen. И уже тогда было понятно, что дальше шоу-кара дело не пойдёт из-за прожорливого мотоциклетного мотора V2, отвечающего только нормам Евро-3. Благодаря сайту Unseen выясняется, что в 2013-м в Вайсахе создали собственный литровый концепт аналогичной архитектуры — 904 Living Legend, — и притом весьма ладный. По-моему, он тут просто лучший!
Были и попытки громоздить на маленькие машинки внушительные моторы. Взять, к примеру, показанный ниже концепт Le Mans Living Legend 2016-го. Пусть вас не смущает, что вдохновением для него послужил лёгкий четырёхцилиндровый Porsche 550, дебютировавший на кольце Ла Сарт в 1953 году. Проект на базе Бокстера предполагал использование гоночной V-образной «восьмёрки»! И хотя он замер на стадии полноразмерной пластилиновой модели, перед нами — важный этап развития дизайна спорткаров Porsche. Здесь мы впервые видим то решение задней части, которое впоследствии было реализовано в 911-м серии 992…
Притом что, как я уже говорил, в секретных материалах Мауэра с компанией зияет семилетняя дыра, портфолио Unseen включает пару проектов, которые уже не являются тайной. Например, пластилиновый концепт 917 Living Legend успел наделать в интернете много шума, заняв место в экспозиции заводского музея. А изображённый ниже Bergspyder на основе Бокстера серии 981, созданный в 2014-м, показали в прошлом году. Драйв писал об этом мельком. Эффектный ходовой прототип с двигателем от Каймана GT4 и салоном а-ля супергибрид 918 — напоминание об успехах Porsche в горных гонках.
Уж не знаю, намеренно или же по ошибке, но в галерею старого Бергспайдера-2014 закралось изображение подобной же разработки на основе нового Бокстера с индексом 982. Смотрите ниже: число 85 рядом с центральной заливной горловиной явно говорит о каком-то юбилее, а особенный шарм машине придают гладкие бока без характерных для 718-х воздухозаборников. Да и комбинация приборов необычна: пять колодцев — отличительная особенность Porsche 911. Младшим положено только три циферблата…
Спрашиваю Мауэра, стоит ли рассматривать Unseen как попытку собрать этакую всемирную фокус-группу в поисках одобрения. Конечно, отвечает, нам будет полезно, если какие-то из демонстрируемых здесь концептов найдут поддержку широкой публики и прессы. Что ж, хороший, я считаю, способ генерировать обратную связь в условиях всеобщей изоляции и отмены автосалонов. Тем более что смотреть и обсуждать картинки мы все любим и умеем. Из галереи «Крупным планом» — прямиком в коменты.
Одним больше понравятся броские гиперкары и электроформула в «гражданке». Другим, как мне или, скажем, самому Мауэру, — всякая мелочь. Причём на тысячу таких зрителей, кому Unseen — просто весёлые картинки, найдётся один, способный проанализировать материал, подобно литературоведу, дорвавшемуся до черновиков знаменитого произведения. Думаю, нас ещё ждут интересные разборы увиденного. Вместе со мной в превью участвовал, например, погружённый в тему автодизайна Серёжа Знаемский из Авторевю.
В итоге меня смущают два момента. Во-первых, катастрофическая нехватка авторства. Unseen — идеальный повод познакомить аудиторию с маленькими героями большой индустрии. Увы, в автопроме так не принято, лицом проекта по традиции сделан руководитель-функционер. Не принижая заслуги Мауэра, сошлюсь на его же слова: у любой экспериментальной идеи есть конкретный инициатор. В основе большинства представленных здесь проектов — чьё-то любопытство, озарение. Чья-то «эврика!».
Маловато внимания в этот раз уделено наиболее кассовым для Porsche направлениям. Ни тебе футуристчных кроссоверов, ни послезавтрашних Панамер. Даже о 911-м почти не вспоминают — Safari не в счёт. Взгляду в будущее в некотором смысле не хватает прозы жизни.
Во-вторых, выборка Unseen получилась сугубо экстерьерной и оттого однобокой. Меж тем к интерьерам Porsche сейчас куда больше вопросов. Вот где необходима подробная ретроспектива! Интересно было бы проследить хронологию инноваций и траекторию творческой мысли по пути от кнопочных панелей десятилетней давности к тачскринам дня сегодняшнего. Метко подмечено польским коллегой-журналистом: коварна цифровая среда. Вроде пытаешься всё упростить, а становится только сложнее… Мауэр улыбается: возможно, интерьеры — тема для следующего подобного проекта.
Не могу сказать, что программа Unseen богата на откровения, тем более что рассекреченные материалы сопровождаются лишь прожиточным минимумом информации. Однако вся эта дизайн-кунсткамера, за редким исключением, не оставляет ощущения выброшенных на ветер денег. По крайней мере, я вижу, что экономия на клиенте, экономия за счёт производственной унификации и снижении стандартов воспринимаемого качества идёт на пользу не только акционерам. Художники-конструкторы тратят выручку на что-то стоящее. На свободный поиск.
Unseen доказывает, что, вопреки расхожему представлению, в жизни автомобильного дизайнера всё ещё есть место для чистого творчества, не связанного с производством. По крайней мере, напрямую. Дело в том, что даже самые фантастические проекты бьются на стандартные процессы. И то, что можно назвать отдыхом от шаблонных задач, одновременно является упражнением для всей системы. Дизайн-центр работает в жёстком и интенсивном графике, даже несмотря на сравнительно узкую модельную линейку. Шутка про самую простую работу на свете действительно не смешна.