Командировки стали дольше, прозрачнее и дешевле
Эксперты лидера рынка делового туризма компании «Аэроклуб» провели исследование и проанализировали, как изменились командировки в 2020 году, а также выявили тренды, которые будут актуальны и в будущем.
Исследование показало рост продолжительности командировок в 2020 году. В среднем представители бизнеса отправлялись в командировку на 9 дней, что на 3 дня дольше, чем годом ранее. Эксперты связывают этот тренд с сокращением числа командировок, которые можно перевести в онлайн формат, и увеличением доли поездок, которые требуют большего времени присутствия на месте, например, работа вахтовиков, установка или ремонт оборудования и т.п. Средняя глубина бронирования упала с 15 дней до вылета в 2019 году до 11 дней в 2020 году. Больше половины авиабилетов в 2020 году приобреталась деловыми путешественниками менее, чем за неделю до вылета, при этом предпочтение отдавалось «гибким» тарифам с возможностью отмены.
Эксперты отметили падение среднего чека на командировку. Если в 2019 году средняя стоимость путешествия, включающего авиабилет и отель, составляла 36400 руб., то в 2020 она упала до 32400 руб. Стоимость поездки на поезде с отелем сократилась с 19200 руб. до 18000 руб. Самое большое падение среднего чека было зафиксировано на авиабилеты, оно составило 14% по сравнению с годом ранее.
По данным исследования отмечен рост спроса на железнодорожный транспорт и услуги трансфера в 2020 году. Доля командировок, включающих в себя ж/д, а не авиабилет, выросла на 4%. Среди услуг, которые были наиболее востребованы у деловых путешественников в 2020 году: авиабилеты — 35%, отели — 33%, железнодорожные билеты — 21% и трансферы — 9%.
«Главной задачей организаторов командировок как на стороне агентства, так и на стороне клиента стало обеспечение безопасности деловых путешественников. Помимо официальных запретов многие компании дополнительно вводили собственную «ковидную оценку» для стран, авиакомпаний и отелей, определяя уровень риска для своих сотрудников и блокируя те или иные направления или поставщиков. К согласованию командировок стали привлекать топ-менеджмент и службы безопасности, а в деловые поездки могли отправиться только сотрудники из специального списка», — поделилась Юлия Липатова, генеральный директор компании по организации деловых поездок «Аэроклуб».
Эксперты отметили, что в среднем каждый десятый авиабилет выписывался не в соответствии с тревел-политикой компании, что объясняется сложной эпидемиологической обстановкой. Среди самых распространенных причин нарушений, по которым деловые путешественники не выбирали минимальный тариф, — неудобное время вылета или аэропорт, длительные стыковки, ограничения по изменению или возврату авиабилета или предпочтения другой авиакомпании.
Исследование показало, что в среднем на авторизацию командировки в компаниях уходило 3 часа 34 минуты, при этом самые быстрые подтверждения занимали 10 секунд. Такая скорость акцептации поездок стала возможна за счет автоматизации процесса согласования, в частности за счет использования мобильного приложения. Руководитель получает push-уведомление, которое позволяет моментально согласовать командировку своего сотрудника и таким образом сократить временные и финансовые расходы на организацию поездки.
«На фоне спада операционной работы самыми востребованными компетенциями агентств делового туризма в 2020 году стали консалтинг и автоматизация бизнес-процессов на стороне клиента. На первый план вышла экспертиза в области требований и ограничений по въезду в те или иные страны и регионы, знание процедур обмена и возврата авиабилетов, визовых нюансов. Значительным спросом пользовались инструменты для контроля за перемещением командируемых сотрудников, консультации по тревел-политикам и бенчмарки по компаниям из смежных индустрий, индивидуальные и автоматизированные отчеты, которые в ряде компаний делались на ежедневной основе. Также мы зафиксировали рекордное по сравнению с предыдущим периодом число запросов на автоматизацию процессов командирования и создание бесшовной процедуры организации деловых поездок. Пандемия и переход на дистанционную работу заставили компании задуматься о разработке новых процедур, помогающих сократить время и затраты, а также обеспечить максимальную безопасность сотрудников», — резюмировала Юлия Липатова.