Когда грозит штраф за разметку под снегом: ответы ГИБДД и юристов
Зимой автомобилисты чаще всего жалуются на так называемые невидимые штрафы за разметку. Так, полосы заносит снегом и определить, где нельзя перестраиваться, поворачивать, да и просто находиться, получается не всегда. При этом штрафы за разметку действуют серьезные. За проезд по «выделенкам» в Москве и Санкт-Петербурге штрафуют на 3 тыс. руб., в других регионах — на 1,5 тыс. руб. Проезд по линиям островков безопасности и парковке обойдется в 500 руб. Можно не заметить разметку в снегопад при пересечении стоп-линий или разделяющих потоки и отделяющих обочины сплошных линий разметки, что также грозит штрафами до 1,5 тыс. руб. В ГИБДД некоторое время назад уже высказались о необходимости отключать функцию фиксации дорожной разметки в непогоду: сильный снег или ливень. Однако региональные власти по-разному смотрят на такие предписания. Разбираемся, как работают камеры в снегопад, как материалы с них отсматривают инспекторы ГИБДД и как такие постановления оспорить, если разметки на самом деле было не видно или ее вовсе не было на дороге.
Видят ли камеры нарушения ПДД в снегопад adv.rbc.ru
Как объяснили специалисты Минтранса Московской области, только в случае сильного снегопада комплекс действительно не способен контролировать нарушения ПДД. Там уточнили, что качество снимков при осадках ухудшается: фото- и видеоматериалы с нечетким изображением отправляют в брак. Но если снегопад очень сильный, то камеры действительно ничего не видят «просто белая стена».
Что касается разметки, то данные о том, где она нанесена, специалисты обычно прописывают в памяти комплекса. Получается, камере неважно, покрыта разметка снегом, или нет: комплекс просто знает, что она там. Однако в ведомстве подчеркнули: перед оформлением постановления, снимки, где зафиксировано возможное пересечение сплошной линии, будут просмотрены инспектором ГИБДД. Если разметки на фотографии будет не видно, сотрудник должен такой материал отбраковать.
Как рассказал в беседе с представитель компании Технологии распознавания (занимается разработкой и обслуживанием дорожных комплексов) Сергей Кусов, дорожные камеры даже в непогоду видят гораздо лучше водителей. По его словам, благодаря удобному расположению и подсветке комплексы могут увидеть разметку даже под слоем снега. Более того, разметка может быть видна и на снимках, которые придут вместе с постановлением.
«Расстояние между глазом автомобилиста и дорожным покрытием составляет всего несколько метров: он едет и смотрит перед собой. Если где-то дороги не чистят, разметку под снегом автомобилист действительно может не увидеть. С камерами другое дело — комплексы обычно устанавливают сверху, у них хорошая обзорность, светочувствительность, они оснащены ИК-прожектором и линии разметки такие устройства видят гораздо лучше человеческого глаза. На снимках с этих камер, которые используют как доказательство вины автомобилиста, инспектор также может увидеть разметку», — рассказал Кусов.
По словам эксперта, ночью дорожные камеры могут распознавать разметку даже лучше, чем днем. Дело в том, что ночью диафрагма у камер раскрыта шире, световой поток слабее, но при этом контрастность увеличивается благодаря подсветке дорог.
«И выходит, что днем, когда светит яркое солнце и лежит снег, камеры не всегда не увидят разметку, тонкий слой и белая краска превращаются в единое покрытие. Другое дело, что полосы прописаны в памяти устройств. А сделать саму разметку заметнее и для камер, и для водителей могла бы желтая, а не белая краска, которой наносят полосы», — отметил Кусов.
С утверждением о том, что камеры видят ситуацию гораздо лучше самих водителей, согласился и эксперт в области фото-видеофиксации Григорий Шухман.
«Камера (и инспектор на фотографиях) видит участок дороги сверху в статике, а водитель — под острым углом в движении из автомобиля. Вот и получается, что видимость — понятие относительное», — отметил Шухман.
Такие постановления со штрафами за разметку, которой нет, в прислали и сами автомобилисты.
Отключают ли камеры в снегопад или плохую погоду
Напомним, что ранее в МВД на запрос об оформлении штрафов за занесенную снегом разметку объясняли, что еще в 2019 году направляли во все подразделения Госавтоинспекции территориальных органов внутренних дел по субъектам России специальное указание на этот счет. В ведомстве составили перечень случаев, при которых формирование достаточной доказательной базы для оформления постановлений о штрафах невозможно. В этот перечень в том числе попало и наступление неблагоприятных погодных условий, в которых необходимо отключать камеры.
Проще говоря, при плохой погоде камеры не должны фиксировать нарушения ПДД, при этом информацию о проездах транспортных средств устройства собирать все-таки должны — эти данные в том числе используют оперативные службы.
При этом регионы на такое указание реагирует по-разному. Например, в Минтрансе Московской области заявили, что делать это нецелесообразно. Там напомнили, что камеры следят не только за соблюдением правил дорожной разметки, но и за соблюдением скоростного режима.
В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы свой подход. Ранее там объясняли , что на этапе первичной обработки материала техник проверяет фактическое состояние дороги. И если разметка не видна, то такой материал в ГИБДД не передают.
«Если подобные материалы продолжают поступать продолжительное время, то комплекс временно отключается. Однако, если ведется администрирование требований знаков, знак при этом в кадре и хорошо виден водителю, то состояние проезжей части не берется в расчет — такой материал проходит положительную первичную проверку и передается в ГИБДД для принятия окончательного решения инспектором», — уточняли в организации.
Такими знаками, к примеру, может быть выделенная полоса для общественного транспорта, которую от дороги общего пользования отделают не только разметкой, но и специальными знаками.
В целом же, по словам Кусова, для операторов проще отбраковывать уже поступавшие материалы, нежели выключать камеры в снегопад и включать обратно, что может по неосторожности привести с различным сбоям.
«Теоретически можно убрать функцию разметки при контроле дорог — оператор может снять галочки в программе. Но он этого, скорее всего, делать не будет. Существует субординация и руководство вряд ли захочет, чтобы в камерах постоянно меняли настройки. С камерами лучше всего работает правило: настроил правильно и уже эти настройки лучше не сбивать. Проще отбраковывать материалы, которые поступают во время непогоды. Комплекс же не виноват, что он продолжает фиксировать проезды и выполнять свои функции. Чтобы камеры действительно отключали, нужна не просто рекомендация, а предписание, без него операторы не будут рисковать», — считает эксперт.
Как оспорить штраф за разметку, которой нет или которой не видно
Опрошенные юристы уверены: если дорога занесена снегом, из-за которого не видно дорожной разметки, то нет и основания вменять водителю наказание за несоблюдение этой самой разметки. Если же постановление пришло, его стоит оспорить. В качестве объяснения юристы советуют указывать, что в действиях водителя отсутствует вина, ведь идентифицировать дорожную разметку было невозможно. Доказательствами могут послужить записи с видеорегистратора и показания свидетелей. При этом, перед маневрами зимой юристы советуют водителям быть внимательнее: иногда, даже если разметки не видно, логично предположить, что в ряде обстоятельств, она там все-таки есть. Например, на многополосной дороге.
По словам юриста Михаила Никитина, в ГИБДД при рассмотрении таких обращений часто идут навстречу и, если жалоба написана грамотно, штраф действительно могут отменить. Одним из примеров стало постановление об отмене штрафа в Новосибирской области.
Там автомобилист проехал по дороге, где разметки не было вовсе, но получил штрафы как раз из-за особенностей настроек камер. После обращения через портал Госуслуг, наказание в ГИБДД отменили.
- ГИБДД Москвы выписала более 4,5 млн штрафов за ремень и телефон
- В Москве перенастроили камеру, которая штрафовала за остановку в пробке
- Для машин ГИБДД подготовили «умную» балку с камерами: что она умеет