КамАЗ лишился не только коробок передач ZF и топливной аппаратуры Bosch. Китайская Weichai прекратила поставлять КамАЗу свои двигатели
Китайская Weichai Power Co. Ltd приостановила поставки газовых двигателей для КамАЗа. Об этом сообщили сразу три источника, знакомых с ситуацией. По словам одного из них, это произошло из-за позиции властей КНР, которые предостерегли корпорацию от работы с подсанкционными компаниями из России.
Двигатели Weichai устанавливали на тягачи поколения К4, работающие на газомоторном топливе (сжиженный или компримированный природный газ). В частности, на современный газовый тягач 5490 на СПГ, производство которого запустили в феврале 2020 года. Также китайскими моторами комплектовали самосвалы на метане; эти двигатели шли и на работающие на метане автобусы НефАЗа (предприятие входит в периметр КамАЗа).
По словам нескольких источников, КамАЗ в условиях санкций также рассматривал возможность установки дизельных Weichai на свою грузовую технику классического поколения К3. Сообщалось, что в июне компания «Риат» (официальный дилер КамАЗа и производитель спецтехники на их шасси) даже собрала первый грузовик КамАЗ-43118 с двигателем Weichai WP10.
Сейчас из газомоторных моделей Камский завод может предложить заказчикам только технику поколения К3 с устаревшим газовым двигателем 820 (V8), пояснил источник в одном из заказчиков КамАЗа. Еще до конца года завод выпустит последние Камазы-5490 на СПГ (более 100 штук), уточнили в компании.
«В III–IV квартале следующего года они только займутся разработкой нового тягача на газе», — рассказал источник.
Представитель КамАЗа Олег Афанасьев подтвердил, что производство грузовика 5490 на СПГ действительно завершится в этом году — эта модель относится к поколению К4. Однако, по его словам, у завода уже готов автомобиль на замену — это КамАЗ-54901 на СПГ поколения К5.
«Мы планируем запустить его во второй половине 2023 года, как раз под заявочную кампанию госсубсидирования, если оно, конечно, продолжится», — сообщил Олег Афанасьев.
По его словам, на эту модель будут ставить камазовский рядный шестицилиндровый двигатель Р6, доработанный для работы на газе. Р6 — это самый современный дизельный двигатель в России.
Взаимодействие с традиционными иностранными партнерами для КамАЗа осложнилось весной. После начала военных действий на Украине завод попал под санкции ЕС, Великобритании, США, Австралии, Канады, Новой Зеландии и Швейцарии. Некоторые страны ввели рестрикции и лично против гендиректора предприятия Сергея Когогина. Под санкциями находится и основной акционер КамАЗа — госпоркорация «Ростех» (владеет 47,1%). С весны КамАЗ столкнулся с дефицитом двигателей Cummins, коробок передач ZF и топливной аппаратуры Bosch.
Пока автогигант сконцентрировался на выпуске грузовиков классической линейки К3, где меньше импортных комплектующих. Но до конца завод года планирует локализовать производство или найти новых поставщиков деталей для премиум-линейки К5, чтобы с начала 2023-го возобновить их выпуск — уже без участия иностранных партнеров, заявляли в компании ранее.
Пока у КамАЗа не появилось собственного нового газового двигателя, предприятие рискует уступить свою долю рынка китайским или белорусским конкурентам, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Он напомнил, что у МАЗа есть СП с Weichai под Минском по выпуску дизельных двигателей. А собственно китайских грузовиков в России за семь месяцев этого года было продано уже в 2,2 раза больше, чем в прошлом году (8745 штук), подсчитали аналитики «Автостата».
«Отсутствие такого партнера, как Weichai, может сильно навредить КамАЗу. В России действует госпрограмма развития газомотороного топлива на 19 млрд рублей. Согласно документу, к 2024 году потребление газа в качестве моторного топлива должно достичь 2,7 млрд кубометров. Но без необходимого количества машин, автобусов и грузовиков эта программа нереализуема, даже если заниматься развитием инфраструктуры. Плохо, что КамАЗ ради реализации этой программы не сподобился сделать хотя бы два семейства газовых двигателей. Это требует не таких уж серьезных вложений, ведь базовые двигатели у них есть. Сейчас же производитель ставит под угрозу реализацию этой госпрограммы», — считает Сергей Бургазлиев.
Weichai для КамАЗа, безусловно, важный партнер, согласна руководитель проектов SBS Consulting Алена Хайретдинова. Но у российского производителя есть наработки в части газовых двигателей Р6, в том числе благодаря партнерству с китайцами. Хотя пока моторы самого КамАЗа уступают иностранным конкурентам в классе экологичности, уточнила она.
«Учитывая нынешнюю макроэкономическую ситуацию, плюс в том, что, несмотря на меньшую износостойкость, отечественные двигатели могут быть обеспечены сервисным обслуживанием и ремонтом с использованием оригинальных запасных частей», — отметила Алена Хайретдинова.