Какой должна быть школа «только для мальчиков»
Выпускник школы рассказывает о проекте «Еленинский квартал», который включает в себя дачу архитектора Брюллова, где расположена школа. В прошлом году здесь открылся специальный музейный зал.
Пришел учиться — учись
Школа не является специализированной, но в старших классах начинается углубленное изучение предметов, выбор которых предоставляется самим ребятам. Надо успевать пройти и обязательную программу, и все дополнительные курсы. Учредитель Сергей Гутцайт очень категоричен в требованиях к ученикам: «Мы можем отчислить даже из выпускного класса. Но именно за хорошее образование нам потом благодарны и дети, и их родители». До 9 класса проводятся занятия по танцам, хоровому пению, игре на музыкальных инструментах — потом они остаются только по желанию.
Двадцать лет назад Сергей Гутцайт c первыми учениками школы. Фото «Учительской газеты».
И швец, и жнец, и на дуде игрец
Каждый учитель здесь обязан развиваться, поэтому составляет персональную программу повышения квалификации, и школа находит средства для реализации запланированного. Никого заставлять не надо, потому что есть хорошие финансовые стимулы. Например, в конце года разыгрывается приз между теми, кто был активен и выполнил все поставленные задачи.
Разносторонние интересы некоторых педагогов восхитили. Учитель физики и астрономии играет на органе. Он подарил участникам Летней школы настоящий органный концерт. А учитель истории с огромным воодушевлением рассказал о проекте «Образовательное путешествие», в которое отправляются ученики не как обычные туристы. Заранее выбирается тема путешествия, ребята изучают ее и серьезно готовятся. В процессе они учатся воспринимать, фиксировать и обобщать информацию, ведут дневники и описывают свои впечатления в творческой форме.
Может, именно неординарность педагогов, их разносторонние интересы и помогают мотивировать мальчишек на процесс обучения? Чем интереснее личность учителя, тем больше уважения к нему и к его предмету.
Мы принимаем в школу семью
Очень интересна позиция школы по отношению к родителям учеников. Директор Александр Кузьмин, говорит, что принимают в школу не ученика, а семью. Родители — непосредственные участники во всем. Они даже обязаны посещать определенное количество уроков. В среднем звене, например, 35 за год, в старшем — 28. На тех, кто не выполняет план, накладывается штраф. Классы всегда открыты, любой родитель или учитель может прийти на занятия (учителя в начале года получает план посещения уроков и каждый учитель на протяжении года бывает у всех своих коллег по школе). Когда пространство открытое, то многие проблемы уходят. В закрытом классе учитель приобретает автономию, а соответственно, власть над детьми.
Лучший папа — это тот, который делает зарядку вместе с сыном, считает Кузьмин. Да! Это тебе не в обычную общеобразовательную школу по прописке отдать, где за все традиционно отвечают учителя. Здесь серьезно подумать надо родителю: «А готов ли я принять ответственность за воспитание и образование своего ребенка наравне со школой?»
Семья должна быть партнером, — говорит Сергей Гутцайт. — Отдавая ребенка в нашу школу, родители должны сделать осознанный выбор. Либо они принимают наши правила и живут по ним, либо не стоит даже приходить сюда.
Порка отменяется
Школа, где учатся только мальчики. Как справляется с проблемой дисциплины педсостав? Какие дисциплинарные взыскания могут быть наложены в случае каких-то нарушений? Пороть и драить полы — нельзя. А что же тогда? Беседы. Скучные, занудные беседы с вызовом родителей. Судя по всему, это один из замечательных приемов, который отлично действует. Поэтому мальчишки предпочитают не нарушать правила, чтобы избавить себя от подобных «разборов полетов».
Пальчики оближешь
Не могу удержаться от того, чтобы не рассказать об организации питания в школе. Ребята живут в пансионе, и вкусная, сытная еда — немаловажный компонент комфортного состояния. Уютная столовая всегда готова принять посетителей. Можно прийти и попить чаю с сушками или сухариками, заглянуть в холодильник и найти что-нибудь по душе оставшееся с завтрака, обеда или ужина. Еда настолько вкусная и домашняя, что ощущения оторванности от дома не возникает. Секрет, конечно, прост. Учредитель Сергей Гутцайт — владелец нескольких успешных ресторанов.
Традиции продолжаются
О том как устроена Лаборатория выпускников в Школе им.А.М Горчакова можно узнать из презентации по ссылке.
Школа сильна не только учениками, но и выпускниками. Участвуют ли они в жизни школы после ее окончания? «Первым выпускникам сейчас по 29 лет. Они встают только еще на ноги. Но приходят, участвуют в Фонде-эндаументе, начинают помогать в реализации образовательной программы, — говорит Кузьмин. Например, в «Образовательном путешествии». Ребята помнят свой опыт участия в этом проекте, а в силу возраста им легче находить с мальчишками общий язык, да и путешествие сразу приобретает новые грани. Создается цепочка, соединяющая поколения. Выпускники гордятся тем, что учились в стенах этой школы, а совсем скоро, возможно, появятся ученики — дети выпускников».
Навсегда в сердце
Автор с директором школы Александром Кузьминым
Замечательная традиция выпускников Царскосельского лицея, который стал историческим ориентиром для Школы им. А.М. Горчакова, отмечать 19 октября. «Для нас это особый день, — рассказывает Александр Кузьмин. — День Лицея. Каждый год он начинается с лекции: дети должны знать лицеистов пушкинской поры. Потом проводятся лицейские уроки, после которых ребята играют в лапту. Заканчивается день вечерними посиделками».
Хочется верить, что в душах этих мальчишек родится такое же братство, как было в Царскосельском лицее, они смогут пронести через всю жизнь. Умение проявлять инициативу и отстаивать свое мнение — это важные качества для человека, который желает состояться в жизни. И, может, именно из этих мальчишек вырастут новые государственные мужи, которые будут не только декларировать идеи свободы и справедливости, но и претворять их в жизнь.