Каких учителей требует наше время?

Педагоги работают в условиях, создаваемых системой образования, поэтому на их личность, характер и метод работы неизбежно ложится некий отпечаток. Система воздействует на педагогов и формирует типичный образ, который повсеместно господствует в школе. Отвечает ли он потребностям нашего времени?

Хочу представить на ваш суд анатомию «героя нашего времени».

Громадное количество бумажной работы по написанию отчетов, составлению планов и прочего подрывает качество обучения. Крючкотворство теперь возведено в «святую» и непреклонную обязанность педагога, и эта обязанность беспощадно топчет всякую искру энтузиазма. Как следствие, у педагога не остается ни сил, ни времени на творческую подготовку к уроку, на достойное преподавание своего предмета. 
Большая загруженность в сущности ненужной и формальной работой дополняется низкой заработной платой, что заставляет учителей работать, что называется, на износ в попытке достойно обеспечить себя и свою семью. Фактическое бесправие перед администрацией школ, полная зависимость благополучия учителя от степени расположения к нему директора и его приближенных ещё больше усиливает невыносимость рабочей обстановки. Кроме того, зыбкое положение учителя перед администрацией создает почву для процветания кляузничества, лизоблюдатсва, что ведет к разобщенности педагогического коллектива.

Длительное нахождение в таких условиях в большинстве случаев превращает учителя в живой труп. Постоянная невротизация и раздражительность, чрезмерная нагрузка — все это приводит к рождению учителишки.

Вместо необузданного желания совершенствования себя и школы мы видим в нем осторожный консерватизм благочестивого рутинера. Вместо педагога, имеющего человеческое достоинство, любовь к детям и своему высокому делу, с широкими знаниями и передовыми общественными взглядами — трусоватого филистера, согбенного в спине. 

Такой учителишка воспитывает целые поколения слабовольных молодых людей с неразвитой нравственностью и интеллектом, в принципы существования которых возводится нигилизм и мещанство.
Поэтому именно в господстве этого типа кроется одна из причин повального отупения и опошления будущих граждан.

Между тем такие учителишки оказывают обратное влияние на систему образования, усугубляя её проблемы, а попытки что-то изменить оборачиваются профанацией по понятным причинам.

Есть мнение, что современный учитель должен в первую очередь владеть цифровыми технологиями. Это верно лишь отчасти, поскольку цифровые технологии — это одно из средств нашего времени, но не его суть.

Я убежден в том, что педагог сегодня должен быть борцом. Что это значит? 

Фото depositphotos

Высшее предназначение учителя заключается во взращивании будущего поколения. Передавая детям духовные ценности, он сам должен быть примером человеческого духа и ума, он должен уметь самоотверженно защищать своё дело от тех, кому это невыгодно. Умение активно противостоять системе, придерживаясь своей воспитательной линии вопреки давлению сверху, способность кооперироваться с коллегами и защищаться от нападок администрации, — вот, что должно отличать педагога сегодняшнего дня. 

Макаренко утверждал, что воспитание без политической и общественной деятельности есть пустоцвет (Макаренко А.С. Пед. соч.: Т. 4. С. 126 — 128.)

Поэтому учителю следует понимать современное состояние общества, его потребности, вектор движения, чтобы быть способным сориентировать юность и направить её могучие силы в нужное для прогресса русло. Учитель должен суметь вдохнуть в подрастающее поколение пламенный дух гражданской инициативы, внушить им сознание своего человеческого достоинства и высокого долга перед обществом, развить в учениках любовь к людям и к самой жизни, которая только и может быть путеводной звездой любого честного человека. 

Какая сила, кроме силы личного примера, кроме силы личного убеждения, способна справиться с этой задачей?

Примеры такой педагогической борьбы мы можем увидеть у педагогов прошлого, настоящих титанов, на плечи которых следует неустанно карабкаться современному учителю. 

Титаническая работа А.С. Макаренко и В.Н. Сороки-Росинского по перевоспитанию беспризорников в нового человека не увенчалась бы успехом, если они сами не были борцами. Пример работы Н.Г. Чернышевского в дореволюционной гимназии, когда он вопреки давлению царской системы образования проводил свою новаторскую воспитательную линию, не может не вдохновлять на борьбу в рамках уже современной школы. Время требует новый тип педагога, который будет в силах создать другого человека. В этих целях мы, студенты КГПУ им. В.П. Астафьева, организовали Педагогический клуб, названный в честь Н.Г. Чернышевского. 

Мы критически осмысливаем педагогическое наследие прошлого, ставим под сомнение современные тенденции и подходы в воспитании, изучаем методики преподавания, ищем непосредственный опыт и связи со школой, а также пропагандируем идею педагогического клуба в студенческих массах.
Каждый решает сам, кем ему быть: педагогом или учителишкой, но опыт показывает, что доля последнего незавидна, более того, презренна. Пусть каждый студент, каждый молодой учитель задумается над тем, что ему нужно в педагогике. 

Мы же утверждаем: педагог в нынешних условиях не может достойно служить своему нелегкому, но благородному призванию без того, чтобы не быть мужественным и суровым борцом с горячим сердцем в груди. 

Он прямо-таки обязан им быть, ибо так требует время.

Об авторе: Никита Комрин — студент 2 курса исторического факультета Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть