Как заинтересовать учебой школьников после каникул без нервов
Первые постканикулярные дни учителя – это время особое. Есть представление о том, как стадо бизонов рвется на водопой во время засухи? Так вот по сравнению с накалом стихийного поведения школьников, очутившихся без предупреждения во 2 сентября, это не буйные копытные, а петербургская черепашка на выгуле!
Задача педагога – не просто организовать учебный процесс, но сделать это умело, интересно и во благо детям. ЯКласс собрал наиболее интересные лайфхаки от профессионалов.
Мягко вводить в учебу
Очевидно, что сочинение, срез знаний по английскому и два параграфа истории в нагрузку в первые же день не вызовут у ребенка ничего, кроме ступора и отрицания: не-не, вот только что, еще вчера, дни были пронизаны негой и свободой, и тут вдруг зашнурованная организация, дедлайны и результаты!
Опытные учителя знают: входить в учебу нужно плавно: постепенно, с минимальным увеличением домашних заданий и нагрузки. Через неделю наверстается, а в первые дни учительское рвение можно поубавить. Нужно даже.
Взращивать настрой на успех
Вот это, пожалуй, самый главный мотиватор, запустив который можно инерционно получать прекрасные плоды достойной успеваемости и неподдельного интереса детей к учебе. Ребенок не «не хочет» учиться. Он, как правило, не понимает, зачем ему это, для кого? Для себя? Для эфемерного будущего? Я вас умоляю…
А вот если учитель имеет талант соединить стремление к повышенной успеваемости с воспитанием мышления успешного человека, то это не просто учитель, а наставник.
Ирина Зайнакова, учитель английского языка, Набережные Челны: "У меня есть такая практика: в первый день после каникул я ставлю только «пятерки», во второй – уже «пятерки» и «четверки», а с третьего – весь набор оценок. Так воспитывается уверенность. Ребенок, на сколько бы он ни ответил, получает поощрение, пусть и немного преувеличенное. Зато он начинает верить в то, что может достигнуть этой отметки".
Связать знания по предмету с бытовыми навыками
Продолжая тему мотивации, важно уметь связать предмет и практическую, можно даже сказать, бытовую жизнь. Сквозь призму будничного применения навыков из области физики, химии, биологии или математики гораздо проще «достучаться» до расслабленного летнего сознания.
Кто-то устраивает игру, кто-то – лабораторную работу. Главное – показать связь теории и практики.
Янина Масловская, учитель химии и биологии, с. Слобода Архангельская, Татарстан: "Я детей спрашиваю, как они провели каникулы, что делали, чем помогаю родит етям? Ответят, к примеру: «Я помогаю жарить картошку’». Развиваешь тему: все ли получилось? Не подгорело ли? Обычно, хоть у одного да бывает. И тут вопрос: а почему’ подгорело, знаешь? И тут делается перевод на тему углеводов: потому что в картофеле много крахмала, который очень сильно горит при нагревании. Вот она — химия и жизнь".
«Материализовать» артефакты успеваемости
Самооценка школьника до определенного момента напрямую связана с отметкой в дневнике. Особенно в начальных классах, когда учеба является главной деятельностью и интересом ребенка. В первые дни после каникул можно превратить процесс получения высшей отметки в маленькую церемонию награждения. Что для этого нужно? Немного фантазии и добрая воля учителя.
Рахиля Картавых, учитель начальных классов, Зеленодольск: "У нас, в лицее №1, уже порядка 10 лет во вторых классах практикуется ежедневное награждение большими красными деревянными пятерками. Со старшими учениками мы вырезали из фанеры цифры «5», обработали, выкрасили в красный цвет. Каждая такая пятерка отправляется в рюкзак второклассника вместе с отличной оценкой в дневнике.
Пятерка «ночует» дома у ребенка, утром он ее возвращает.
Вы не представляете, сколько радости и гордости за оценку, которую можно потрогать, испытывает ученик! Да и дома это производит большой эффект, даже родители начинают по-другому смотреть на учебу ребенка.
А если это еще не одна, а четыре-пять таких «отметок» (а такое тоже бывает нередко), то радости и веры в успех становится в разы больше".
Любить, понимать, ценить
Если с малышами и их мотивацией все более или менее понятно, то с подростками тема включения в учебный процесс превращается в задачу повышенной сложности. Они могут не отреагировать на приглашение к игре, пропустить мимо информацию даже о самом интересном опыте, их уже не подкупить на «фантики» и придуманные мотивационные фишки…
Важно стать не только учителем, но другом. Близким человеком, вместе с персоной которого полюбят и его предмет.
Оксана Новикова, учитель ИЗО, Казань: "После летних каникул дети, кстати, легче втягиваются в учебу. Самое сложное – это после весенних.
Моим ученикам по 12-13 лет, они подростки, и в учебе заинтересованы единицы. Остальные ходят в школу общаться, и это нормально.
Я им после выхода с каникул искренне сочувствую. Их нужно понимать, любить, сопереживать, поддерживать и подбадривать. В конце концов, да простят меня другие предметники, учеба – лишь короткая часть жизни, а здоровая психика и самооценка – это важно".
Записываем в рабочий блокнот
Итак, вы – учитель в шумном и абсолютно разорагнизованном классе, вернувшемся в стены школы после каникул. Задача – как можно скорее и экологичнее наладить учебный процесс.
Что для этого можно применить:
• мягко входить в ученый материал
• завышать оценки в первый день учебы
• связать успеваемость с мотивацией к успеху
• провести корреляцию между учебными знаниями и практическими, бытовыми навыками
• использовать игровые элементы, материализовывать артефакты поощрения
• стать другом, способным понять, оказать поддержку.
Вот несколько способов вернуть школьников к учебе без нервотрепки. А какие лайфхаки применяете вы? ЯКласс будет рад отклику и рассказу о ваших методах решения этой задачи.