Как удержать внимание на уроке-лекции
Все мы однажды дремали на лекции. Наверняка хотя бы раз ловили себя на том, что наша мысль в текущий момент занята далеко не темой занятия и уж точно не следует за мыслью преподавателя. Предлагаю вспомнить способы сделать свою лекцию эффективной и запоминающейся.
Фото с сайта pixabay
1. Эффектное появление и эффектный уход
Информация запоминается лучше в начале и конце выступления. По данным исследований, у лектора есть 60 секунд на то, чтобы завладеть вниманием аудитории и настроить её на продуктивное слушание. Выжмите из этой первой минуты максимум: начните с рассказа с яркой истории. Можно также озадачить аудиторию риторическим вопросом: «Как вы думаете, почему…?» Совет: ориентируйтесь на активных учеников, чтобы не зарубить идею эффектного начала.
Для яркого завершения лекции воспользуйтесь «правилом трёх»: три слова, три идеи, три вывода, три вопроса.
2. Чередование всех каналов восприятия информации
Регулярная смена ведущих каналов восприятия информации позволяет избегать отвлечения, вызванного утомлением и снижением остроты внимания. Формат лекции подразумевает задействование главным образом аудиальный и визуальный каналы, но стоит обратить внимание и на кинестетический.
Если есть возможность, используйте раздаточные материалы: пусть школьники щупают страницы книги или листают иллюстрации. Выведите часть информации на интерактивную доску (или запишите на обычную), пусть кто-то из учеников прочитает вслух, что на ней написано.
3. Использование точек контроля
Для того, чтобы лекция была не просто надиктовыванием материала, стоит включить в неё контрольные точки для проверки того, насколько запомнилась информация. Те самые любимые всеми промежуточные тесты и задания.
Например, в этом поможет цифровой образовательный ресурс для школ «ЯКласс». В базе ресурса 1,6 трлн. заданий по предметам школьной программы — в том числе и короткие тесты с выбором ответа, и задания типа «вставь пропущенное слово». Эти упражнения можно вывести на экран и провести быстрый фронтальный опрос.
Контроль является обязательным элементом образовательного процесса, а в таком формате он ещё и помогает удерживать внимание. Даже если сложилась ситуация с «проспавшими» учениками, которые потеряли нить повествования, замечтались, банально отвлеклись и поэтому не справились с заданиями, подобная лёгкая встряска быстро включает в работу и заставляет вникнуть в происходящее.
4. Управление вниманием и его переключение
Многочисленные исследования показывают, что среднестатистический взрослый слушатель ослабляет остроту внимания каждые 10-15 минут. У детей и подростков периоды включённости ещё короче. Стоит учитывать этот акт в подготовке и планировании своего выступления, разделяя информацию на блоки, рассчитанные именно на такое количество времени для изложения. В конце каждого блока задавайте вопросы и (см. предыдущий пункт) контролируйте, как аудитория усвоила материал.
Если вы работаете с одной и той же аудиторией регулярно, то не составит труда заметить для себя присущее именно вашим слушателям время активной работы и контакта и скорректировать свои выступления в соответствии с их ритмом.
5. Осознанные паузы
Очень важны осознанные перерывы на отдых, когда принимающая информацию сторона может ответственно расслабиться, не боясь упустить что-то важное. Не забывайте давать команду на отдых, пусть и полуминутный и короткий. Это могут быть не просто тихие паузы, а смена темы, шутка, приглашение размяться (самостоятельно или с помощью заготовленного упражнения), любые перемещения по аудитории, предложение взглянуть в окно и полюбоваться погодой и любые другие лирические отступления.
6. Эмоциональные паузы, юмористические вставки на тему лекции
Смех продлевает жизнь человеку, а лектору — лояльность зала. Юмор и умение рассмешить даже самых серьёзных и недружелюбно настроенных слушателей поможет завоевать их внимание, а возможно и расположить к себе потенциальных недоброжелателей.
Не бойтесь брать паузы! Здесь лучше руководствоваться советом героя фильма «Театр, театр» (по роману Сомерсета Моэма):
«Чем больше артист, тем больше паузы. Никогда не бери паузу без нужды, но если уж взял, то держи, держи её!»
Иными словами, если вы остановите свою речь на 3-5 секунд, то слушатели решат, что вы забыли, о чём говорили. Но если сделать паузу на 10 секунд, то даже те, кто играл в телефон под партой, поднимут голову и сконцентрируют своё внимание на вас.
7. Неожиданные примеры
Ключевое слово — «неожиданные». Имеет смысл запастись несколькими красочными иллюстрациями и аналогами классических примеров, желательно из заведомо понятных и эмоционально близких аудитории отраслей и тем. Допустим, вы рассказываете о логарифмах. Тема достаточно сухая. Но вдруг вы приводите пример — как использовать их при настройке гитары. Аудитория оживилась. Конечно, если вы ещё и можете это продемонстрировать, то это уж точно высший пилотаж — такую лекцию слушатели не забудут никогда.
8. Обратная связь и разносторонний контакт с аудиторией
Вот некоторые из приемов:
- движение по залу со сменой места лектора, когда лектор то приближается, то удаляется от аудитории
- обращение к кому-то из слушателей лично в контексте лекции
- физическое привлечение внимания внезапным движением и звуком
- проактивная обратная связь взамен реактивной, то есть ответ на заранее прогнозируемые вопросы публики до того как они будут заданы
- отход и от плана рассказа с учётом выявленных в процессе интересов и потребностей аудитории
Какие ещё способы вы используете? Поделитесь интересными случаями из своей учебной и преподавательской практики. Какие ситуации оставили особенный след в памяти?