Как учителю учиться на онлайн-курсах с пользой
Предлагаем вам советы бывалого онлайн-студента. Учитель математики и робототехники из Казани Наиль Кашапов минимум раз в полгода проходит какой-либо онлайн-курс. Делает это не для галочки и аттестации, а для саморазвития.
Когда я учился в институте, мой профессор повторял, что педагог должен знать не только все по своему предмету, но и уметь поддержать разговор на любую тему. Сейчас, когда работа и обучение перешли исключительно в режим онлайн, самое время попробовать расширить свой кругозор.
Как проходит обучение
Обучение на онлайн-курсах везде примерно одинаково. Обычно ты смотришь видео, анализируешь, отвечаешь на контрольные вопросы или выполняешь задания по заданной теме. В конце — финальный тест, после чего получаешь диплом. На некоторых курсах можно задавать вопросы преподавателю — вживую в чате, когда он только записывается, а когда уже записан, — через специальную форму.
Курсы могут быть бесплатными, условно-бесплатными или платными с тестовым доступом. С первым типом все понятно — регистрируйся и проходи задания, но не все аттестационные комиссии принимают такой сертификат. Могу порекомендовать, например, программу дистанционного обучения работе с платформой LEGO MINDSTORMS EducationEV3 на сайте компании. Иногда бесплатные курсы или бесплатный доступ к ним, кстати, вы получаете, когда покупаете тот или иной продукт.
Условно-бесплатные проекты обычно дают возможность учиться без оплаты, но за дополнительные функции — ту же связь с преподавателем или сертификат надо выложить определенную сумму. Вот, например, академия Udemy предлагает курс по EV3 (на английском языке) или проект «Лекториум» — «Основы робототехники» Сергея Филиппова на базе LEGO Mindstorms NXT 9797 или EV3.
В платных курсах обычно первое занятие можно пройти без внесения денег, чтобы ознакомиться с качеством и понять, нужен ли тебе такой продукт или нет. Например, рекомендую свежий курс Фоксфорда «Конструирование и робототехника на базе LEGO Education SPIKE Prime» Максима Васильева.
Как мотивировать себя
Самое сложное в онлайн-обучении — это мотивация. Некоторые курсы предлагают разные игровые элементы, которые призваны помочь собраться, но со взрослыми людьми всякие баллы и виртуальные плюшки работают плохо.
Мне помогает двигаться вперед представление себя в будущем — более успешного, авторитетного и продвинутого учителя. Когда я приступаю к занятиям, рисую себе картину, каким буду после прохождения данного обучения. Что смогу заработать больше денег для семьи, обучая робототехнике на платных кружках. Что буду разговаривать с детьми на их языке. Что ко мне за советом будут обращаться другие учителя.
Большое значение имеет правильный график — обучение даже онлайн нельзя пускать на самотек. Курс есть в записи и тебе кажется, что можешь в любой момент начать или продолжить начатое. В результате откладываешь на потом.
Чтобы победить прокрастинацию, лучше всего выделить отдельное время в своем расписании каждый день. Курс 80-90-часов можно растянуть на месяц, а можно пройти за неделю. Я, например, выделяю три часа перед сном (включая просмотр видео и выполнение заданий), и за семь дней справляюсь с нагрузкой.
Очень важно, что при обучении вы не зависали только за компьютером, а делали что-то своими руками или обдумывали, придумывали. Курсы по LEGO дают, например, такую возможность. Предлагаются готовые модели: ты можешь их воплотить с позиции ученика. Но можешь и придумать что-то свое. Например, вместо танцующей балерины — шахтера с отбойным молотком.
Как повысить эффективность
Важная привычка зафиксировать все, что не понятно для самого себя. В записанных видео обычно есть ответы на вопросы, которые задавали слушатели онлайн, но они не всегда совпадают с твоей профессиональной задачей на сегодня.
Поэтому возникающие мысли я заношу в блокнот по ходу просмотра лекций и, если нет возможности уточнить что-либо у автора обучения (в самом курсе или через открытые контакты), дополнительно ищу информацию в интернете.
Никогда не проматываю видео, даже если вижу, что с материалом уже знаком. Информация может быть не новая, но хорошо систематизированная. Повторение, как говорится, мать учения. Будешь проматывать — пропустишь 10-15 процентов нового материала, который есть абсолютно всегда.
Всегда перехожу по рекомендованным авторам ссылкам в интернете и смотрю дополнительные материалы. Это не значит, что я буду их все использовать, но всегда оцениваю полезность для себя. Так формируется навык фильтрации информации, и ты быстрее ориентируешься в потоке предлагаемых ресурсов и решений.
Как и в физкультуре и фитнесе, в онлайн-обучении надо дать себе втянуться. Постепенно ты привыкаешь, и обучение проходит рутинно, но при этом видишь свой результат, а главное, растет и самооценка.
Об авторе: Наиль Кашапов, учитель математики и информатики МБОУ «Школа № 49» г. Казани Наиль Кашапов, автор блога «Математика с Наилем Кашаповым».