Как учителю литературы использовать «4K»
Еще в 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе было решено, что для успешного функционирования специалистов понадобится 10 soft skills (универсальные навыки, не связанные с определённой профессией и отражающие личные качества человека).
Коммуникационные навыки — то, насколько легко человек устанавливает контакт, как поддерживает беседу и умеет договариваться. Не перебивать и дослушивать собеседника до конца — это уже один из гибких навыков.
Командная работа. Способность работать в команде включает высокую степень ответственности за проделанную работу и её качество. Даже если что-то идёт не по плану, члены команды должны уметь договариваться между собой.
Адаптивность. Мир меняется, и жить по образцам даже прошлогодней давности — большая роскошь. Владение навыком адаптивности означает, что человек умеет приспосабливаться к изменяющейся ситуации и идти в ногу со временем.
Умение решать проблемы. Избегать проблем невозможно, так или иначе, они будут встречаться во всех сферах жизни. Здесь важно, насколько хорошо вы умеете принимать нужные решения и прилагать усилия для устранения проблем.
Креативность. В первую очередь, это умение мыслить нешаблонно, не так, как это делали раньше. Именно креативный подход позволяет находить нетривиальные решения.
Трудовая этика — это способность быстро и качественно выполнять рабочие задачи, учиться новому на работе.
Межличностные навыки. Умение слушать, говорить и договариваться — основа успешного общения с другими людьми.
Управление временем. В современном мире абсолютной многозадачности необходимо находить спасательные круги, которые не дадут уйти на дно. Одним из таких кругов является тайм-менеджмент, то есть умение грамотно распределять время, ставить приоритеты, и понимать, какие задачи в каком порядке надо решать.
В нашей стране нецерковную «десятину» сократили до четырех «К»: критическое мышление, креативность, коммуникация, координация. На первый взгляд все эти «скиллз» и всякие «к» до учителя далеки. Но если присмотреться, то ведь мы же готовим этого «специалиста будущего» почти каждый день. Портфель «4К» на уроках легко поддерживается с помощью простых творческих заданий, бесплатных программ и приложений, доступных любому учителю.
Технологии и приемы активного и интерактивного обучения (дискуссия, дебаты, кейс-стади, «дерево» решений, разыгрывание ситуаций с ролями, обучение в сотрудничестве и другие) легко «монтируются» в любой урок вне зависимости от предмета.
Еще со своих школьных времен я хорошо помню урок-судебное заседание, посвященное делу Екатерины Кабановой из «Грозы» А. Н. Островского. В рамках судебного заседания были подробно рассмотрены все причины самоубийства героини с вызовом свидетелей по делу. А уже мои собственные ученики при повторении функциональных стилей на «ура» писали сюжетные «переложения» стихотворений А. Барто и С. Маршака в научном, официально-деловом, публицистическом и разговорном модусах, придумывали удобные для запоминания «слоганы» для запоминания ударений («Любопытные вблизИ — опускайте жалюзИ», «Не влезаешь в шОрты: виноваты тОрты»).
Да, скажете вы, кажется, слишком вычурным, да, требуется время на подготовку, да, нужно «заморочиться». Но выдавая готовые решения или просто вкладывая в детские головы (причем не факт, что успешно!) очередную дозу учебного материала мы оказываем ребенку медвежью услугу, приучая к обломовскому дивану и услужливому и вечно брюзжащему Захару.
Большая помощь для педагога сегодня — конечно, цифровые инструменты. Мы в школе в этом году только начали медленно, но верно переходить на платформу ЯКласс. Пока усилиями отдельных педагогических единиц, но плюсы уже очевидны. Переход на «цифру» — это уже реальные шаги к «4К».
Как ревностные словесники, мы, конечно, опечалились отсутствию заданий по литературе, но где наша не пропадала! В разделе «Предметы» есть вкладка «Создать свой предмет». Нажимаем — вуаля, можно создать собственную тему, загрузить теорию и практические задания. Обратите внимание, что при выборе типа задания предлагаются варианты с автоматической и ручной проверкой (наш вариант).
Можно создавать метапредметные задания, подключив к работе других педагогов. В случае с литературой самым очевидным вариантом кажется история, но ведь можно привлечь и учителей физики («рождение звука» в поэзии), и математики (проанализировать с точки зрения математики стихотворные размеры), и экономики (пусть учитель экономики расскажет девятиклассникам, почему затея Чичикова не удалась).
Уважаемые словесники, если среди вас есть те, кто уже дока в платформе ЯКласс, напишите в комментариях, давайте объединим усилия по освоению нового цифрового мира и дадим нашим ученикам все 4К и 10 софт скилз.
Об авторе: Диана Минец, кандидат филологических наук, учитель МАОУ "Женская гуманитарная гимназия" г. Череповца.