Как выявить и развить в ребенке талант
Каждый ребенок по-своему талантлив, а вот гениев – единицы. Согласно исследованиям, в мире рождается от 1 до 5 процентов одаренных детей, и только каждый сотый из них проявляет себя. Шансы вырастить гения ничтожны, однако что мешает развивать таланты?
Как выявить талант
По мнению психологов, дошкольный возраст – наилучший период для развития способностей. В это время нужно использовать все, что окружает малыша: вещи, игры, ситуации. Пусть ребенок пробует заниматься всем, что ему интересно, а детям интересно практически всё. Ничего страшного, если сегодня малыш с удовольствием поет, танцует или рисует, а потом внезапно теряет интерес к этим занятиям и начинает увлеченно строить из кубиков дома или вырезать из бумаги замысловатые фигурки. Если он не попробует, то как сможет узнать, что ему нравится, а что – нет? Главное, чтобы любая деятельность была добровольной и приносила ребенку радость, чтобы успехи вызывали гордость и вдохновляли его на совершенствование полученных навыков. Тогда и будет видно, к чему больше имеет склонности ребенок.
Как развивать талант
Многие родители считают, что талант сам пробьет себе дорогу. Отчасти это так, но только для тех, кто одарен природой сверх меры. Для большинства же людей актуальна фраза изобретателя Томаса Эдисона: «Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота».
В ожидании малыша практически все родители верят, что будут посвящать ребенку все свободное время. До определенного момента это действительно соответствует истине, но вот ребенок уже многое делает самостоятельно, сам занимает себя, и мамы с папами отдаляются, порой заменяя себя нянями и бабушками с дедушками. Погружаясь в повседневные дела, родители забывают о своих планах относительно постоянного участия в развитии сына или дочки. Порой уже взрослые даже не сами замечают, что ребенок интересуется звуками, а узнают об этом от няни, и именно она решает, что дать ему в руки – барабан, свисток или просто машинку.
Как и в каком направлении развивать наклонности ребенка – задача родителей. Если не создавать ребенку условия для совершенствования определенных качеств, то со временем они пропадут. Это можно делать, поддерживая стремления малыша, предлагая ему разнообразные темы для игр.
Очень важно всячески поощрять ребенка: высказывать гордость за него, интересоваться всем, что он делает, способствовать демонстрации его способностей окружающим.
Для серьезного развития необходимы специалисты, поэтому надо записать любимое чадо на дополнительные занятия, курсы или в кружки.
При возможности родителям нужно обогащать понимание предмета: общаться с людьми, достигшими определенных успехов в этом деле.
Особенности характера
Присматриваясь к поведению своего чада, несложно подметить особенности его характера и наметить коррекцию определенных черт и навыков, чтобы они не только не помешали вашему ребенку в дальнейшем, но и помогли максимальному раскрытию и развитию таланта ребенка.
Жизнерадостные сангвиники легко и быстро заинтересовываются новым делом, но не доводят начатое до конца. Они начинают играть с новым знакомым на площадке, тут же забывая о старом друге. С детьми этого типа темперамента обязательно надо дочитывать книги до конца, следить за исполнением обещаний, прививать настойчивость в преодолении препятствий (если дело непростое и малышу не хочется его доделывать, найдите способ поощрения). Их надо приучать к качественному выполнению заданий и усидчивости.
Вспыльчивые холерики легко переходят на крик. Они нетерпеливы, к тому же сначала делают, а потом думают. Не могут себя контролировать, могут перетруждаться. Тяжело успокаиваются. На таких детей нельзя давить – их нужно заинтересовывать и все объяснять. Разговаривать с ребенком-холериком следует спокойно. Желательно не ставить таких детей в угол: они тяжело переносят скованность движения. Холерикам как никому другому требуется режим дня. И следует уменьшить влияние раздражителей: избавиться от лишнего шума, телевизора, компьютера.
Сдержанные флегматики очень упрямы. Любят однообразие, не любят общение и перемены. Врожденная черта – медлительность, поэтому активно бороться с ней бесполезно: надо дать возможность развиваться в этом темпе и не доделывать их дела. Родителям нужно поощрять любую инициативу и активность детей-флегматиков, предлагать им новые игры, заинтересовывать необычными прогулками и вообще больше двигаться. Нужно больше говорить с ними о чувствах, учить проявлять эмоции, так как дети данного типа характера склонны к «толстокожести».
Доброжелательные меланхолики имеют творческие способности. Они ранимы, но все проблемы переживают внутри себя. Малообщительны и мнительны: жалуются на плохое самочувствие, часто чего-то боятся, не любят шума. С этими детьми необходимо двойное терпение: учатся они долго, но если все поняли, то запоминают качественно. На них не стоит давить – их нужно чаще обнимать, не ругать на людях и ни в коем случае не нагонять на них страх. В детях-меланхоликах необходимо развивать настойчивость и стойкость. Например, выберите вместе, каким видом спорта займется ребенок. С такими детьми надо пробовать и лепить, и рисовать, и стихи сочинять, и петь-танцевать.
Возможно, родителям будет интересна книга Галины и Ефима Шабшай «Как развить в ребенке харизму и гениальность»: в ней есть упражнения и советы по развитию одаренности десяти типов личности.
Базовые навыки
Даже если вы не находите особых дарований в своем ребенке, надо заняться развитием базовых навыков – уверенность в себе, настойчивость и креативность никогда не помешают успешному человеку. Сейчас существует большое количество методик и способов, главное – подобрать их с учетом особенностей и приоритетов вашего ребенка.
Если воспитывать ребенка, учитывая его характерные особенности, то его талант обязательно раскроется, разовьется целеустремленность и сила воли, что в итоге поможет ему стать гармоничным, успешным, а главное, счастливым человеком!
Анна Сафина