Как вспомнить материал прошлого учебного года
Недавно Анастасия Подковыркина рассказала об интересных форматах подачи материала, а я хочу поделиться техниками, которые помогут быстро вспомнить материал прошлого учебного года.
В начале учебного года важно определить, на каком уровне находятся знания учащихся. Я выделяю четыре основные «группы здоровья».
Ребёнок не помнит ничего
Задача: помочь быстро создать в голове систему, очень схематичную, но такую, на которую ученик уже сможет опираться.
Решение: Для начала стоит провести фронтальный опрос по теоретическому материалу — в процессе поиска ответа активизируется мыслительная деятельность, ученик снова входит в рабочий ритм и извлекает из памяти знания, которые там сохранились.
В систематизации помогут опорные схемы и — куда деваться — неоднократное повторение.
При работе с такими учениками будет полезно опираться на их одноклассников, которые показывают более хороший уровень. Так можно убить двух зайцев: помочь отстающим и придать «дополнительное ускорение» тем, кто помнит материал прошлого года, но никак не войдёт в работу.
Ребенок что-то помнит, но нет системы
Задача: систематизировать знания в голове, разложить всё по полочкам.
Решение: Здесь нам снова придут на помощь фронтальные опросы, чтобы «перетряхнуть» знания, которые есть в голове.
Как вариант игровой механики — задания типа «найди ошибку». Для того, чтобы объяснить, в чём ошибка и как её исправить, ученику придётся вспомнить тему и раздел, в котором она изучалась, а значит, знания начнут вставать на свои места.
Ребенок помнит многое, но в голове по-прежнему лето
Задача: мотивировать на процесс обучения.
Решение: обычно это очень толковые ребята, которым просто пока лень приступать к учёбе. Поэтому их надо обязательно вовлекать в процесс, не забывая о «сахарке».
Спрашиваем их во время фронтальных опросов, обязательно хвалим, если ответ правильный, и не ругаем за ошибочный. В этой ситуации учитель — тонкий дипломат, который усиливает нажим по необходимости, но никогда не переходит грань.
Если ребёнок по своей натуре достаточно инициативен и умеет работать самостоятельно, можно предложить ему индивидуальное задание: выступить с докладом или подготовить презентацию. В процессе выполнения ученик втянется в работу, а вдобавок углубит знания по теме.
Ребёнок помнит практически всё
Задача: использовать себе во благо!
Решение: Эти ученики — подарок для каждого педагога. Чтобы их потенциал не пропал, необходимо вовлекать таких детей в работу на каждом уроке.
Во время фронтального опроса в классе стоит гробовая тишина? Попросите ответить того, кто точно знает ответ — процесс пойдёт, и дальше станет легче.
Чтобы разговаривать с ребёнком на его языке, нужно выявить уровень знаний, иначе придётся работать «на ощупь». В такой ситуации учитель похож на человека с металлоискателем, который шаг за шагом обнаруживает то, что нужно. Это малоэффективно, и не факт, что в классе из 35 человек учителю повезет наткнуться на все проблемные точки.
Именно для этого в начале года стоит провести проверочную работу, которая представит полную и точную картину. Возникают вопросы: какие варианты срезовой работы могут быть? Отражает ли реальный уровень знаний проведенная работа? Какие есть плюсы и минусы разных форм?
Приведу пример на своем предмете — русский язык:
Вид работы |
Минусы |
Плюсы |
Диктант без грамматического задания |
Часто отражает не уровень знаний, а врожденную грамотность или ее отсутствие Возможность списать у соседа снижает объективность картины Временные затраты учителя на проверку работ |
Активизирует способность концентрироваться на орфограммах и пунктограммах. |
Диктант с грамматическим заданием |
Диктант часто отражает не уровень знаний, а врожденную грамотность или ее отсутствие Возможность списать с соседа снижает объективность картины Временные затраты учителя на проверку работ |
Диктант активизирует способность концентрироваться на орфограммах и пунктограммах Выполнение грамматического задания отражает уровень знания теоретического материала и применение его на практике |
Фронтальный опрос теоретического материала |
Невозможность оценить знания каждого ребенка по всем вопросам. |
Возможность повторения большого количества теоретического материала. |
Тест |
Возможность списать Выбор «пальцем в небо» |
Можно проверить большой объем тем. Удобная проверка. |
Использование электронных ресурсов |
Наличие компьютера для каждого ученика. |
Невозможность списывания — индивидуальные варианты Время на проверку не требуется, оценивание автоматическое. |
Помню, как в начале своей педагогической карьеры писала вручную для каждого урока трехуровневые задания на карточках. Это занимало очень много времени, и потом, такая рутина отнимала много сил. А современные технологии дают возможность быстро подготовить материал для детей с разной подготовкой, ведь дифференцированный подход по-прежнему остается актуальным. Хоть и рекомендует настоятельно нам министр просвещения и науки «прочь гаджеты из школы!», но чувство меры должно быть во всем. Есть прекрасные образовательные программы, которые помогают в процессе обучения.
Я теперь тоже начала работать с ЯКласс. Открываю раздел «Проверочные работы», выбираю цифру класса на год меньше и составляю свои уникальные проверочные работы на повторение изученного в прошлом году материала в том количестве, которое требуется.
Используя такую форму работы, мы убиваем двух зайцев. Во-первых, пропадает возможность списывания, так как каждый ребенок выполняет самостоятельно свои задания, и появляется объективная картина уровня знаний каждого ребенка. Во-вторых, по окончании работы учителю не нужно тратить время на проверку — оценки выдаются автоматически, требуется только перенести их в журнал.
Платформу ЯКласс можно использовать и для повторения теоретического материала (при составлении проверочной работы он отмечен значком книжки), и для выполнения практических заданий (они обозначены квадратиком с карандашом) с имеющимися ниже объяснениями, что дает возможность ученику самостоятельно разобраться в ошибках. Такие задания можно использовать и для работы дома.
Для тех, кто ещё не работал с разделом «Проверочные работы», я подготовила видеоинструкцию, как создать свою работу:
А как вы вспоминаете материал в начале учебного года? Давайте делиться своими интересными практиками!