Как воспитывать мужские качества

В семье появился долгожданный мальчик, и вы уверены, что в будущем рядом с вами появится крепкое надежное плечо, а женщины, глядя на вашего сына, не будут сетовать на то, что настоящие мужчины куда-то подевались. Что же следует делать, воспитывая в мальчике мужчину?

Стопроцентных рецептов воспитания настоящего мужчины, конечно, не существует, но определенные векторы, безусловно, есть.

Мужчина мечты

Большинство женщин ценит в мужчинах силу, смелость, ответственность, заботу и великодушие, способность обеспечить и защитить свою семью, самостоятельно решить проблемы. Рассмотрим возможные причины формирования «немужских» качеств у мальчика.

Причины «немужского» поведения

1. Нет хорошего примера перед глазами. Это относится не только к неполным семьям, но и к семьям, в которых папа не является примером для подражания: ребенок не видит и не знает, как проявляет себя достойный мужчина, как он требователен к себе и великодушен по отношению к слабым, – у ребенка просто нет положительного примера перед глазами.

Это поправимо. Можно подключить к воспитанию дедушку, дядю, брата – тех, кто заинтересован в развитии мужских качеств вашего паренька. Пусть это общение и не будет слишком частым – главное, чтобы оно было качественным. Можно найти и чуткого тренера или педагога в той области, к которой у мальчика есть склонность.

2. Нет самостоятельности и ответственности. Зачастую мамы чересчур беспокоятся за своих мальчуганов (или за себя и общественное мнение), лишая их самостоятельности: «Не беги – упадешь»; «Не трогай – испачкаешься». Такое воспитание дает печальный результат: повзрослев, ваш сын будет пасовать перед любыми проблемами.

Мужчины, не умеющие решать проблемы и вставать после падений, боящиеся испачкать руки и как следует потрудиться, сталкиваясь с трудностями, зачастую находят утешение на дне бутылке.

Взрослый должен адекватно оценивать ситуацию, видеть разницу между процессом развития и самоутверждения и очевидно опасным поведением, учить справляться с трудностями и не бояться их. Для этого мамам самим стоит поработать со своей тревожностью и давать ребенку адекватную обратную связь. Например, прекратить ахать и вскрикивать, когда малыш падает. Если трудно удержаться от возгласа, восклицайте с улыбкой: «Ура! Встаем!», давая понять, что малыш получил опыт – ничего страшного, можно продолжать. Мой отец, когда его внук падал, восклицал: «Что нашел? Дай мне!» Шутка, конечно, но в ней есть философский смысл: малыш действительно находил, обретал опыт.

Следует также создавать среду с контролируемыми трудностями с раннего возраста. Чтобы мальчик мог и полазить, и побегать, и попрыгать.

Ответственность и самостоятельность – это возможность проявить себя и быть полезным, приложить усилие и получить результат. Это возможность справиться самому и помочь другому.

3. Отсутствие доверия. Мамы часто не доверяют мальчишкам, потому что сделают они небрежно, не так и не очень хорошо. Спешить помогать мальчишкам не стоит. В том, что он попыхтит некоторое время, нет ничего страшного – только польза. Пусть с трудом, но он залезет на лесенку на детской площадке, пусть он потратит больше времени, но научится завязывать шнурки и так далее. Пусть сам примет решение и справится с последствием.

Пусть у него будут обязанности: самому заправить постель, вынести мусор, постирать себе носки. Если это поощрять, малыши с радостью помогут маме, если только она не отобьет охоту своим желанием кинуться на помощь, все исправить и сделать как лучше.

Еще один очень важный принцип в воспитании мальчиков – границы широки, но тверды. Это означает, что не стоит одергивать по мелочам, но правила непоколебимы. Мальчикам, как и взрослым мужчинам, важно знать четкие правила, внутри которых – свобода. То есть разрешено все, что не запрещено. Верьте в своего маленького мужчину и, главное, умейте вовремя отпускать. Все больше отпускать, чтобы со временем отпустить совсем. Отпустить во взрослую жизнь…

Не навреди!

Допустим, папа, дядя, педагог или тренер у мальчика есть, но некоторые из них рвутся в бой и начинают сломя голову «делать настоящего мужика» из ребенка, ошибочно путая мужественность с грубостью, а твердость – с жестокостью. Результатом такой «псевдомужественности» становятся неврозы, эмоциональные расстройства, девиации и даже зависимости, отторжение в себе мужского начала как чего-то плохого или же, напротив, следование дурному примеру.

Бывает, что мама, думая, что ребенку нужно «мужественное» воспитание, отдает сына в секцию боевых искусств или что-то подобное, а мальчик музыкален или художественно одарен. Результатом этого также может стать либо отторжение мальчиком в себе мужского начала как чуждого, либо же бессознательно он будет ощущатать себя изгоем, чужаком в мире мужчин. Такие травмы ни к чему хорошему не приводят.

В этом случае надо прислушаться к ребенку и подобрать талантливого педагога – художника, музыканта, танцовщика, который не только поддержит и разовьет талант мальчика, но и взрастит в нем ту самую требовательность к себе, волю к победе, работу на результат, трудолюбие, настойчивость и ответственность.

Маме также следует уметь уважать мужское достоинство и не унижать оскорбительными репликами и придирками по мелочам как взрослых мужчин, так и ребенка. Мальчик должен быть свидетелем уважительного отношения людей друг к другу.

Сильный пол должен быть сильным

С противоположным полом приходится учиться взаимодействовать с детского сада. Дети часто ссорятся и не умеют выражать свои эмоции. Этому надо учить, как и тому, что девочек нельзя бить и обзывать, не теряя при этом своего достоинства. Учить мириться, а также защищать, помогать девочкам и маме, подавать руку, брать сумку, открывать двери… Мальчик должен учиться защищать и заботиться о детях и женщинах. Уметь подставить плечо ближнему. Быть, в конце концов, хорошим другом.

Этому способствует забота о животных, например. Если вы не готовы взять питомца, можно изготовить кормушку и зимой подкармливать птиц.

Отношению к женщине мальчик учится с помощью родителей – как на личном примере, так и с помощью обсуждений мультфильмов, сказок, ситуаций.

Найди отличия

Для мамы порой не существует различий между сыном и дочерью. Это просто ребенок, которого она лелеет и хранит, независимо от пола. Маме хочется защитить своего милого зайчика от всех опасностей и невзгод. Тем не менее, не стоит забывать, что этот кроха и сам будущий защитник.

Здесь стоит заглянуть в будущее, которое кажется таким далеким, и рассмотреть гендерные роли и задачи мужчин и женщин.

Энергетически и социально мужчина направлен во вне – он первопроходец. Даже на гормональном уровне, по результатам исследований британских ученых, в то время как дамы становятся счастливы от серотонина, который дает чувство стабильности и спокойствия, мужчины, напротив, хиреют от его переизбытка. Мужчину делают счастливым преодоления, испытания, приключения – он развивается через них, и ему обязательно нужно давать такую возможность. Если в двух словах, то главные принципы гармоничного гендерного воспитания таковы: девочкам следует давать заботу и поддержку, мальчикам – доверие, ответственность и самостоятельность. Доверие – в том, что он может сделать многое сам, справится и может взять ответственность за себя.

Например, мой сын с двух-трех лет знал, что залезть в лужу можно. Можно даже в нее лечь, но потом придется прекратить прогулку и сразу идти домой, потому что одежда промокла. А дома нужно будет стирать грязные штанишки. Такая была ответственность.

Интересно рассмотреть и мужскую точку зрения по данному вопросу. Известный актер Дмитрий Нагиев поделился своими советами по поводу воспитания будущих мужчин. Почитайте на досуге – есть над чем подумать нам, женщинам.

Майя Ишметова

Источник

Tags

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть