Как спланировать эффективное обучение или в чем суть обратного дизайна?

У меня создаётся впечатление, что суетливость наших образовательных чиновников объясняется хронической боязнью получить плохие результаты по ЕГЭ. Между тем, часто проводимые контрольно-диагностические работы всех уровней, спланированные сверху промежуточные и пробные тесты только сбивают учителя с нормального рабочего ритма.

Безусловно, каждый учитель хочет добиться высоких результатов в обучении.  И если он планирует это заранее, продумывает цели и средства достижения значимых результатов, то успех гарантирован.

Начиная сложный путь восхождения к высоким результатам, в любом классе и в каждой предметной дисциплине учитель должен выяснить, что его ученики знают и умеют делать, прежде чем начинать новую ступень обучения.

Один из способов сделать это  — использовать предварительное тестирование, который оценивает готовность ученика к восприятию нового учебного материала, его текущие знания и умения.

Предварительное тестирование является важным элементом так называемого обратного педагогического дизайна, когда ориентируясь на федеральные образовательные стандарты, мы планируем промежуточные шаги к достижению результатов.

Обратный дизайн начинается с целей всего курса, с того, к каким результатам ученики должны прийти, а затем процесс планирования спускается вниз к промежуточным этапам, вплоть до уроков, с помощью которых можно добиться этих желаемых целей.

Обратный дизайн часто называют обратным планированием или обратным отображением образовательного процесса, который используют учителя при разработке конкретных учебных методик, технологического инструментария для достижения конкретных целей обучения.

Таким образом, каждый наш урок подчинён конечной цели. Мы работаем, исходя из того, каков уровень обученности каждого ученика, его готовность к восприятию нового учебного материала.

Обратный дизайн помогает учителям планировать работу, ориентированную на цель обучения, а не на сам процесс.  Тогда у нас будет меньше «пустых» уроков и самолюбований («Ах, какой был замечательный урок! Как много было разнообразных форм учебной деятельности! Как учитель хорошо владеет учебным материалом!»)

Учитель начинает учебно-тематическое планирование с изучения стандартов обучения, которые ожидаются в конце учебного курса.

Учитель создаёт перечень основных знаний, навыков, универсальных учебных действий, которыми учащиеся должны овладеть на каждом промежуточном этапе (четверть, большая тема и пр.). В ряде случаях эти академические ожидания можно назвать тактическими учебными целями.

Именно на основе этого учитель разрабатывает промежуточный тест, контрольную работу, в ходе которой ученики должны показать, что они узнали, что изучили.

Затем учитель создает серию уроков, проектов и вспомогательных учебных стратегий, предназначенных для постепенного перехода ученического понимания и приобретения навыков к желаемым промежуточным результатам.

На следующем шаге учитель определяет стратегию формирующего оценивания, которая будет использоваться для проверки успешности обучения и прогресса в течение учебного курса.

Написал и  чувствую, что снова витаю в облаках. Учитель, как удавкой, связан тотальным контролем, невозможностью самому разрабатывать стратегию обучения в зависимости от конкретных условий.  

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть