Как школа робототехники перешла на дистанционное обучение за месяц
Традиционная школа робототехники представляет собой стандартный набор: помещение, столы, стулья, конструкторы, преподаватели. Именно с этого мы начали, открыв в 2014 году «РобоПолигон» в городе Омске. От идеи до первых учеников в оффлайне прошло семь месяцев. Именно столько потребовалось, чтобы найти помещение, сделать ремонт, купить конструкторы. На переход в онлайн у нас ушел всего месяц.
Выбирая конструктор для своей школы, мы остановились на LEGO Education. Почему?
1. Непрерывная линейка наборов конструкторов для всех возрастов, от малышей до старшеклассников.
2. Возможность использования конструктора в робототехнических соревнованиях в нашем городе и России.
3. Лояльность и доверие родителей, так как для них кубики LEGO знакомы и возможность использовать их для обучения робототехнике воспринимается как логичное продолжение.
На первом этапе сразу были приобретены конструкторы:
— для дошколят — «Городская жизнь» (8 наборов);
— для учеников начальной школы — «Простые механизмы» и WeDo (по 8 наборов);
— для учеников средних и старших классов — MINDSTORMS EV3 (8 наборов).
Такое количество конструкторов позволило нам организовать обучение одновременно четырех разновозрастных групп.
Первая сложность поджидала при поиске и приеме на работу преподавателей робототехники. Их в Омске просто не было. Никто не знал, что давать на занятиях по робототехнике, как это делать, да и конструкторов никто раньше даже не видел.В итоге мы стали преподавать сами!
Были описаны ступени обучения робототехники, разработаны образовательные программы, созданы учебно—методические комплекты для каждого класса обучения. Затем была разработана образовательная программа «Школа преподавателей робототехники» на базе линейки конструкторов LEGO Education, с которой мы победили в конкурсе президентских грантов.
Вот с таким багажом «РобоПолигон» оказалась на момент резкого и вынужденного перехода в дистант из-за введения режима самоизоляции в связи с эпидемией коронавируса… 27 марта 2020 года стал для нас днем X для принятия новых решений в жизни и появления нового направления — «Онлайн-школа РобоПолигон».
Шесть шагов перехода на дистант
Шаг 1. Платформа для обучения
Такой платформой мы выбрали LMS Moodle. Точнее, у нас уже была развернута платформа обучения на Moodle, но мало использовалась. Теперь же платформа дистанционного обучения на Moodle стала точкой входа в онлайн-школу.
Что сделали: разместили курсы, подписали преподавателей, описали правила работы на платформе.
Срок реализации: 3 дня.
Шаг 2. Перевод детей в онлайн-школу
Робототехнику без конструкторов сложно представить, поэтому мы решили трезво оценить, какие из программ мы можем перевести прямо сейчас в онлайн, а какие нет. Было принято решение, что быстро в онлайн можно перевести дошкольное отделение (LEGO-кубики у всех есть дома) и учеников начальных классов (у большинства их наших учеников уже были ранее куплены конструкторы «Простые механизмы» и WeDo для выполнения домашних заданий). Также в онлайн легко перевести все занятия по программированию.
Что сделали: провели анкетирование родителей о технических возможностях (наличие интернета дома, компьютера или ноутбука с камерой и микрофоном), сформировали группы и расписание занятий. Оказалось, что половина школы РобоПолигон может заниматься в дистанте.
Срок реализации: 3 дня.
Шаг 3. Родительские собрания в дистанте
Чтобы дистанционные занятия робототехникой продолжали приносить радость и удовольствие детям, необходимо было рассказать родителям, где и как теперь будут проходить занятия. Была 100-процентная явка родителей на дистанционные родительские собрания, на которых мы не только рассказали о новых правилах и структуру занятий, но и познакомили родителей с сервисами, в которых в дальнейшем будут заниматься их дети. Тем самым был снят самый главный вопрос родителей «а у моего ребенка получится?».
Что сделали: купили платный аккаунт ZOOM, научили родителей участвовать в конференции, показали родителям онлайн-школу РобоПолигон, подписали всех детей на занятия в Moodle.
Срок реализации: в течение недели.
Шаг 4. Дистанционные занятия
Придумать структуру дистанционного занятия, которая будет по силам ученикам и вызывать у них интерес и желание продолжать образовательный процесс — стало новой задачей, которую решали всем коллективом в дистанционном режиме (одновременно осваивая платформу ZOOM, так как отдельного времени для этого не было).
Что сделали: разбили занятие на три части: «живая встреча» (30 минут), материалы и инструкции для самостоятельной работы по теме занятия (45 минут), итоговое задание для контроля знаний и умений (15 минут).
Срок реализации: 1 день.
Шаг 5. Запуск дистанционной Школы преподавателей робототехники
Онлайн-школа РобоПолигон заработала, но не все ученики смогли учиться в таком режиме… Мы снова обратились к тому багажу, который был накоплен ранее. И первое, что было готово для дистанта, — наша Школа преподавателей робототехники. Сомневались в интересе у педагогов к курсам по этой теме сейчас, так как кругом все сейчас говорят только про дистант и о том как учить в дистанте. Но решили рискнуть: за пять дней на курс зарегистрировалось 36 человек.
В своих анкетах на вопрос «почему вы решили учиться в Школе преподавателей робототехники?» участники писали: «хочу сделать занятия с детьми более интересными», «совершенствовать методику преподавания, обогатить свой опыта, для развития профессиональных компетенций», «мне интересно, сейчас востребовано, буду вести с нового учебного года».
Такие ответы говорят о том, что не только решением сегодняшних проблем заняты педагоги, но и самообразованием, подготовкой к новой деятельности, планированием нового учебного года.
Что сделали: купили домен, сделали лендинг на конструкторе сайтов Тильда. Разместили курс на платформе.
Срок реализации: 4 дня
Шаг 6. Запуск новых направлений онлайн-школы
Следующим шагом РобоПолигона в дистанте стали: дистанционные курсы повышения квалификации для педагогов: «Виртуальная робототехника», «Образовательная робототехника для дошкольников», «Как перевести занятия по робототехнике в дистанционный режим?». В основу этих курсов для педагогов робототехники положены не только наши знания, но и реальный опыт; методические и дидактические материалы; дистанционные конкурсы по робототехнике для детей.
Что сделали: разработали курсы и разместили их на сайте. Оформили методические и дидактические материалы для удобства использования. Разработали идеологию дистанционных конкурсов по робототехнике.
Срок реализации: 5 дней.
Заканчивается месяц, как Школа РобоПолигон ушла в дистант. Мы сделали за месяц то, на что не решались целый год. И теперь готовы делиться своим опытом!