Как решать проблему с нехваткой оценок в конце четверти
Неумолимо приближается конец самой изматывающей третьей четверти: научно-практические конференции, серия контрольных и диктантов, этапы всероссийских олимпиад, уроки, наконец. В принципе, 70 процентов учеников справляются: успевают, усваивают материал, выполняют вовремя задания.
Но есть то меньшинство учащихся, которое вечно выбивает преподавателя из колеи. Это болеющие, олимпиадники и спортсмены — они, конечно, пропустили уроки по уважительной причине. Но как с ними догонять материал? Откуда брать отметки? Сидеть с каждым? Давать задание по учебнику и проверять? А к учебнику есть ГДЗ, и дети им активно пользуются. Сверять, чтобы не списал с ГДЗ? Но в сутках учителя осталось всё также 24 часа.
Фото с сайта pixabay
У меня, конечно, есть свои приёмы, однако я решила провести опрос среди коллег: как они решают данную проблему? Итак, представляю вам советы бывалых.
1. Учитель биологии, стажист: дать несколько видео по предмету, содержание которых потом нужно пересказать. Точно могу сказать, что у моей коллеги таких видеоуроков много. Но если у вас нет, то предлагаю посмотреть YouTube-канал KhanAcademyRussian — это более четырех с половиной тысяч записей уроков на русском языке (на английском и того больше). Основатель данной школы сначала онлайн обучал своих родственников, однажды для удобства записал видео, которое потом выложил на YouTube. Каково же было его удивление, когда он увидел количество просмотров!
Лайфхак лично от меня: если у вас нет времени слушать подробный пересказ, дайте ребёнку задание: посмотреть урок, записать пять-семь фактов, которые он до этого не знал. Ещё вариант: пусть придумает для своих одноклассников 5-7-10 вопросов по уроку, в скобочках напишет ответы. Так ученик не просто послушает, посмотрит, но и включит различные виды мышления.
2. Учитель географии, стажист: прочитать параграф, сделать конспект. Я, как учитель литературы, даю не параграфы, а нахожу критическую статью, серьёзную и сложную (не из учебника!). В моем активе всегда есть Лотман, Писарев, Лихачёв, Белинский, Быков. Литературоведческие исследования представлены также на сайте «Фундаментальной электронной библиотеки», «Российской государственной библиотеки». Можно воспользоваться и YouTube-версиями лекций. По этим материалам я и задаю конспект. Здесь убиваю несколько зайцев: учащийся осваивает гораздо большее количество материала, чем даже если бы он присутствовал на уроке, улучшается грамотность за счет переписывания текста, становится меньше речевых ошибок. По данным Принстонского университета, письмо от руки развивает память, прокачивает интеллект. Ещё одно мое требование: «Конспект должен быть красивым», — это значит, что учащийся из текста должен выделить главное, на его взгляд (проговариваю, что можно использовать любые «любимые цвета», кроме красного). Очень приветствую схемы и рисунки. Лучшие конспекты обязательно демонстрирую другим ученикам.
3. Учитель физики, молодой педагог: активно использует ЯКласс. Домашка, контрольные, пропуски — всё восполняет данная платформа, списать невозможно. Но можно искать ответы в интернете. Тоже способ обучения. Признаюсь, с коллегой мы часто списываемся по поводу тех, кто не успел пройти задание в ЯКласс, забыл и т.д. Во-первых, можно перезадать. Во-вторых, можно проучить и сообщить, что делать нужно вовремя. Особенно умиляют те ученики, которые не сделали по причине отсутствия интернета, компьютера и т.д. Наш молодой физик таких приглашает прийти перед уроком и распечатывает тест с платформы. Конечно, для детей написать при учителе сложнее — проще сделать вовремя. Вот и решена проблема. ЯКлассом я тоже пользуюсь, особенно когда необходимо что-то повторить и «натаскать» на тесты. Платформа выдает статистику, с какими заданиями дети справились хорошо, а с какими — не очень. Потом можно доработать. А результаты, кстати, можно заскринить и использовать в презентации для аттестации. Ещё особенно хорош ЯКласс, когда в конце четверти передо мной появляются ученики, у которых спорная отметка, и, жалостливо глядя на меня, просят дополнительное задание. Проверить еще пару-тройку упражнений? Увольте! Я радостно открываю платформу и даю задание оттуда.
4. Учитель математики, стажист: «задание на листочках». В последнее время заметила, что ученики часто пользуются ГДЗ: идеально сделанная домашка, а проверочная работа — на «2». И ведь не докажешь, что ребенок списал! А в конце четверти он будет требовать повышение итоговой отметки, апеллируя к тому, что все учебное время идеально выполнял домашку. Но наш креативный педагог вышла из положения: ксерокопирует упражнения из учебника так, чтобы не видно было страниц. Учащиеся думают, что учительница сама составила примеры или взяла их из какого-то сборника, и им даже в голову не приходит открыть учебник и проверить — приходится садиться и включать голову.
Итак, всего четыре лайфхака, которые помогут изменить жизнь учителя в лучшую сторону. И, как говорят мои ученики: «Enjoy!»
Об авторе: Анастасия Подковыркина, учитель русского языка и литературы гимназии № 210 "Корифей" г. Екатеринбурга.