Как построить гараж на загородном участке
![](https://etalon-it.bigcdn.ru/wp-content/uploads/2020/08/kak-postroit-garazh-na-zagorodnom-uchastke-2dbd7b4.jpg)
Фото: Hörmann
Отдельно расположенный гараж обойдётся несколько дороже интегрированного в дом за счёт большего расхода материалов, однако у него есть преимущества. В частности, можно выдвинуть постройку к дороге, сэкономив на подъездной аллее к дому. Далее — удастся сблокировать гараж с иными подсобными помещениями, необходимость в которых неизбежно возникает по мере развития загородного хозяйства. Наконец, не придётся беспокоиться о том, что шум заведённого автомобиля потревожит спящих домочадцев, и монтировать сложную систему вентиляции, которая обеспечит отвод выхлопных газов и влажного воздуха. Итак, для начала выберем местоположение и габариты будущего гаража.
![](/wp-content/uploads/2020/08/kak-postroit-garazh-na-zagorodnom-uchastke-5d0f912.jpg)
При проектировании гаража и подъездной аллеи нужно продумать манёвры автомобилей и постараться предельно упростить их. Фото: Ryterna
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Согласно строительным нормам (СП 30-102-99) гараж следует располагать не ближе 1 м от границы с соседями, однако Федеральный закон 123-ФЗ требует соблюдать при этом противопожарные отступы от других построек, которые составляют от 6 до 15 м в зависимости от огнестойкости сооружений. При этом во многих регионах действуют собственные нормы, о которых можно узнать в местных органах власти. В остальном при выборе места для гаража следует руководствоваться соображениями удобства и экономии площади участка. Заметим, что постройка может «по совместительству» выполнять функцию защиты от ветра, шума и посторонних взглядов и стать основой уютного внутреннего дворика.
![](/wp-content/uploads/2020/08/kak-postroit-garazh-na-zagorodnom-uchastke-bd7a3e1.jpg)
Если ворота способны сдвигаться вбок и выходят на участок, можно обойтись без калитки. Фото: Hörmann
Заранее подумайте о том, чтобы в результате схода снега с крыши сооружения не заваливало ворота и калитки, дороги и дорожки. Строгих правил, касающихся габаритов гаража, нет. Считается, что для одного легкового автомобиля необходимо помещение 3 х 5,5 м в плане. Этого достаточно, чтобы можно было открыть дверцы автомобиля, остался неширокий проход и немного места для хранения автопринадлежностей. Но за городом в гараже обычно приходится держать велосипеды, садово-огородный инвентарь и мототехнику, поэтому целесообразно увеличить размеры до 4,5 х 6 м. Чтобы ставить вторую машину, потребуется гараж шириной от 5,8 м. Минимально достаточная высота помещения — 2,3 м, но если вы планируете установить секционные ворота, которые сдвигаются под потолок, то имеет смысл увеличить высоту до 2,5–2,7 м, чтобы не задевать головой за направляющие и мотор привода.
![](/wp-content/uploads/2020/08/kak-postroit-garazh-na-zagorodnom-uchastke-9ffca49.jpg)
Стальные панели, с покрытием под дерево или окрашенные однотонной эмалью, могут использоваться как для изготовления ворот, так и для и наружной отделки стен гаража. Фото: Normstahl
СТРОИТЕЛЬСТВО ГАРАЖА
Наиболее ответственным и одним из самых дорогих элементов любого здания является фундамент. Но если тщательно продумать его конструкцию, то удастся обеспечить долгий срок службы гаража без чрезмерных затрат.
Фундамент
Для не слишком тяжёлой и простой в плане постройки универсальным (пригодным для большинства грунтов) решением считается плавающая железобетонная лента высотой 40–50 см и шириной 30–40 см. Однако при ленточном фундаменте потребуется армированная прутком стяжка пола толщиной от 100 мм поверх песчаной подушки (20–30 см). Более дешёвый вариант — стяжка из фрагментов размером 1 х м (во избежание растрескивания). С учётом небольших размеров гаража часто рентабельнее оказывается плитный фундамент. Толщина плиты должна составлять как минимум 200 мм, и её необходимо армировать двухуровневым каркасом из прутка диаметром от 14 мм. Но зато такой фундамент оказывается стабильнее на сильнопучинистых и слабонесущих грунтах. К тому же плита позволяет устроить в гараже стойкий к нагрузкам и силам морозного пучения пол, придётся лишь нанести на неё упрочнитель для бетона или тонкий слой наливного покрытия.
![](/wp-content/uploads/2020/08/kak-postroit-garazh-na-zagorodnom-uchastke-026149b.jpg)
Иногда гараж делят на несколько секций с отдельными входами и въездами — по одному на каждого проживающего в доме владельца автомобиля или мототехники. Фото: DoorHan
Стены
Они должны быть вандалостойкими и негорючими либо трудновоспламеняемыми, а вот хорошие теплоизолирующие характеристики им, как правило, не требуются. Обычно используют кладку в один кирпич (12,5 см), пол керамзитобетонного блока (19 см) либо из пеноблоков на ребро (20 см). Не забудьте об окнах: света, проникающего через открытые ворота, может оказаться недостаточно. Чтобы гараж сочетался с деревянным домом, его можно обшить снаружи металлическим сайдингом (блокхаусом, имитацией бруса) или панелями из древесно-полимерного композита.
Крыша
Здесь ограничений практически нет, и выбор конфигурации и уклона крыши, а также типа кровельного покрытия диктуется в основном соображениями дизайна и разумной экономии (хотя и здесь предпочтительны трудновоспламеняемые материалы). Во избежание перегрева помещения солнечными летними днями, под крышей следует устроить карнизные отдушины по периметру. Другой вариант — установить потолочные балки и подшить потолок, обеспечив при этом вентиляцию чердачного пространства через карнизы и вентконёк либо через фронтонные окна. Важно не забыть оборудовать крышу водосточной системой, а при высоте до карниза более 3 м и наклоне скатов от 20° — и снегозадержателями.
![](/wp-content/uploads/2020/08/kak-postroit-garazh-na-zagorodnom-uchastke-3adbaf0.jpg)
Ворота должны обладать устойчивостью к взлому. Фото: «Алютех»
КАКИЕ ГАРАЖНЫЕ ВОРОТА ВЫБРАТЬ?
Задуматься о выборе ворот необходимо до начала строительства гаража. Именно тогда следует определиться с типом конструкции и способом монтажа. Что касается габаритов проёма, то они обычно варьируются в пределах 2,4–3 х 2–2,4 м (Ш х В).
![](/wp-content/uploads/2020/08/kak-postroit-garazh-na-zagorodnom-uchastke-82183c1.jpg)
Полотно гаражных ворот обладает большой массой и может причинить серьёзные травмы. Поэтому конструкцию следует оснастить системой безопасности. Такая система состоит из механических устройств, блокирующих полотно при обрыве уравновешивающей пружины, и элекронных датчиков, реагирующих на появление помехи в проёме. Фото: Hörmann
Распашные ворота по-прежнему популярны, хотя и заметно сдали позиции, так как предлагаемые для них системы автоматического открывания/закрывания сравнительно дороги и сложны в монтаже: в дополнение к паре рычажных приводов придётся приобрести и установить электромеханический замок с собственным блоком радиоуправления. Между тем ворота, которые приходится открывать и закрывать вручную, уже не отвечают стандартам комфорта. Если вы всё же остановились на распашной конструкции, оговорите усиление створок рёбрами жёсткости и закажите двойную коробку из уголка, которую устанавливают на место до начала строительства стен, — данный способ наиболее надёжен.
Роллетные ворота по сути представляют собой крупногабаритные рольставни. Они эстетичны, не боятся коррозии, и их легко смонтировать: достаточно навесить над про ёмом короб и прикрепить к стенам две направляющие. Вполне доступен по цене и разработанный для них внутривальный электропривод. Однако полотно, состоящее из тонкостенных алюминиевых ламелей, не очень стойко к взлому и ветровым нагрузкам, и его сравнительно легко повредить при случайном ударе. Кроме того, конструкция плохо переносит обледенение и зимой, бывает, выходит из строя (защитный козырёк несколько улучшает ситуацию, но не решает проблему полностью). Производители не рекомендуют эксплуатировать роллетные системы при температуре ниже –20 ºС.
![](/wp-content/uploads/2020/08/kak-postroit-garazh-na-zagorodnom-uchastke-bd3ddac.jpg)
При выборе автоматики предпочтение следует отдать системам с плавающим радиокодом, который не поддаётся считыванию. Стоит также обратить внимание на предельные условия работы элекродвигателя привода (не все моторы способны функционировать в мороз) и приобрести батарею аварийного питания. Фото: «Алютех»
Секционные подъёмные ворота сегодня лидируют на рынке готовых конструкций. Они исправно работают в нашем климате, достаточно прочны и легко автоматизируются. Полотно таких ворот состоит из широких (от 400 мм) секций, изготовленных из оцинкованного стального листа и заполненных пенополиуретаном. Они оснащены уплотнителями, поэтому конструкция практически не продувается.
Выбор цветов и фактур секций довольно широк, есть в продаже и светопрозрачные изделия — со вставками из поликарбоната. Монтируют секционные ворота после окончания строительства гаража, но способ крепления направляющих требуется продумать заранее. Заметим, что в дополнение к воротам целесообразно установить дверь — это позволит сэкономить на монтаже внеш- него аварийного расцепителя привода ворот, да и взять из гаража инструмент будет намного проще.
5 СОВЕТОВ ПО ОБУСТРОЙСТВУ ГАРАЖА
- Краску для внутренней отделки стен следует выбрать не интерьерную, а фасадную — она лучше переносит перепады влажности и температуры.
- Для хранения вещей удобно использовать сборные металлические стеллажи (они продаются в строительных гипермаркетах), а также модульные системы, предлагаемые, например, компанией GarageTek.
- Крупногабаритное туристическое и спортивное оборудование (лодки, лыжи, доски для сёрфинга) удобно хранить под потолком, используя для подъёма блоки и компактные лебёдки.
- Желательно подвести к гаражу воду — это облегчит пользование мойкой высокого давления. Впрочем, можно обойтись и накопительным баком.
- Стоит приобрести удобный гидравлический домкрат и электрический гайковёрт. Это оборудование позволит за считанные минуты «переобувать» автомобиль по погоде, навсегда забыв об очередях в шиномонтаж.
ОСВЕЩЕНИЕ ГАРАЖА
Электропроводку к гаражу следует вести, согласно ПУЭ, по воздуху или под землёй, в защитном коробе или рукаве с уплотнением (чтобы внутрь не попала вода). Лучшим освещением для гаража считаются люминесцентные трубки (дневного света). Обычно исходят из того, что на 1 м. помещения требуется 6–10 Вт мощности светильников, при этом лучше установить не один прибор, а несколько. Ещё более равномерное освещение обеспечат маломощные точечные светильники, расположенные в 1,5–2 м друг от друга.
![](/wp-content/uploads/2020/08/kak-postroit-garazh-na-zagorodnom-uchastke-6fd1c60.jpg)
Гараж вполне можно надстроить комнатами для гостей или сблокировать с просторной мастерской, которой, кстати, глухие ворота не требуются — гораздо удобнее окажется стальная рулонная решётка, защищающая от постороннего проникновения, но пропускающая свет и воздух. Фото: «Алюмаркет»
ОТДЕЛКА ГАРАЖА
Пол выполняют из прочных износостойких материалов — наливной смеси, цементной или особой пластиковой плитки. Одно из оптимальных бюджетных решений — устройство армированной стяжки толщиной 40–60 мм из высокомарочного бетона, которую выполняют с небольшим уклоном к проёму ворот и обрабатывают специальным проникающим упрочнителем («Протексил», «Аквастоун», «Интерхард» и др.). Такой пол не пылит, его можно мыть струёй воды, а при необходимости несложно отремонтировать. Стены изнутри лучше оштукатурить, причём штукатурная смесь должна быть на цементной основе.
![](/wp-content/uploads/2020/08/kak-postroit-garazh-na-zagorodnom-uchastke-17baec6.jpg)
Фото: DoorHan
Гипсовые материалы гипса плохо переносят перепады влажности и температуры, а в гараже их никак не избежать. Чтобы ускорить отделку, стены иногда обшивают влаго- стойким гипсокартоном, однако в условиях гаража его легко повредить, к тому же его монтаж связан с некоторой потерей площади. ГКЛВ лучше использовать для декорирования дощатого потолка. Избежать необходимости периодически шпаклевать повреждения, смывать и закрашивать масляные пятна можно, если на высоту около 1,5 м облицевать стены керамической или керамогранитной плиткой.
СРАВНЕНИЕ ГАРАЖНЫХ ВОРОТ РАЗНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Тип |
Распашные | Роллетные | Секционные |
---|---|---|---|
Плюсы |
Прочны и долговечны, могут быть отделаны владельцем в соответствии с обликом дома, например обшиты рейками |
Не поддаются коррозии, легко монтируются, не требуют места для открывания |
Стойки к взлому и эксплуатационным нагрузкам, безопасны, герметичны, ремонтопригодны |
Минусы |
Требуют места для открывания (нужно тщательно чистить снег перед въёздом, створки могут мешать манёврам автомобиля), ржавеют, плохо защищают от сквозняка |
Недостаточно прочны и стойки к ударным нагрузкам, сложны в ремонте |
Требуется заранее предусмотреть возможность крепления направляющих к потолку |
Стоимость конструкции, руб.* |
От 16 000 |
От 24 500 | От 29 000 |
Стоимость комплекта автоматики, руб. |
От 22 000 |
От 9000 | От 1000 |
* При габаритах 2500 х 2100 мм без учёта монтажа.
- Текст:
Владимир Григорьев