Как построена система профориентации в FunsCool

Меня зовут Ксения Шипарева. Я мама троих детей и основатель школы FunsCool. 

Начиналось все в 2010 году в Уфе, когда я не смогла найти детский сад для подрастающего старшего сына. Посмотрев множество вариантов и, не найдя подходящего,  решила… открыть свой. Постепенно сеть росла: сначала два центра, потом несколько детских садиков в Уфе, Москве и Казани. 

Здание в котором располагается школа в Уфе.

 

Четыре года назад мы открыли первую начальную школу. За это время она выросла, переехала в центр Уфы, получила образовательную лицензию на основное общее образование и мы задумались о том, что дальше? 

Что дальше будет с нашими воспитанниками, в которых мы вкладываем столько труда и сил. Кем они станут, какую профессию выберут, как помочь им вырасти успешными людьми? 

Ответом на эти вопросы и должна стать система ранней профориентации, которую мы разработали и стали успешно применять в FunsCool.  Почему ранней? Потому что начиная с дошкольного возраста помогаем ребенку осознавать свои интересы, раскрывать способности, а в дальнейшем утвердиться в выборе профессиональной области и, более того, начать реализовываться в ней еще на ступени школьного обучения. 

Для каждого из семи направлений (Technic Skills, Art Skills, Mind Skills, Health Skills, Language skills, Social Skills, Science Skills) в школе создана среда – художественная мастерская, лаборатория, лекторий, компьютерный класс, фитнес-зал, музыкальная и кулинарная студии. Это яркие, креативные площадки для активного погружения в увлекательную деятельность с использованием современного оборудования под руководством профильных специалистов из разных сфер. 

 

В детском саду мы формируем представление о профессиях через мастер-классы и моделирование реалистичных ситуаций. Например, в рамках освоения модуля “Здоровье” (Health Skills) малыши в игровой форме учатся принимать философию здорового образа жизни, здорового питания, экологии. Дети активно участвуют в экопроектах, выращивая овощи в теплицах, осваивают навыки приготовления блюд в школьной кулинарной студии «Серебряная ложка» и на мастер-классах от профессиональных поваров на базе кафе и ресторанов города.

 

В начальной школе внедрены профориентационные модули как в основную программу, так и в расписании второй половины дня. Команде наших профильных специалистов и экспертов-разработчиков удалось переосмыслить традиционное содержание действующих программ по отдельным учебным предметам. Так, учебная дисциплина изобразительное искусство дополнилась модулем «Архитектура и дизайн», технология – «3Д-моделированием и прототипированием», родной язык и литература – модулем «Интернет-журналистика». 

Осваивая модули, дети расширяют представления о метапредметности, о том, что границы между профессиями бывают гибкими.

Например, на «Архитектуре и дизайне» мы совмещаем творчество, работу руками и командообразование. Дети знакомятся с первыми жилыми постройками на Земле и создают жилища первобытных людей, изучают творения современных архитекторов и возводят собственные города будущего. Педагоги следуют за интересами детей и создают условия для их погружения в полюбившуюся тему.  Однажды дети довольно долго с азартом изучали рыцарские времена, исследовали, какими были замки, строили их из подручных средств, попутно знакомясь с историей костюмов и оружия, продумывая гербы и флаги и, конечно, пуская в ход картонные мечи, разыгрывая битвы того времени. 

В средней школе профориентационные модули полностью интегрированы в образовательный процесс. Мы понимаем, что все дети разные, у каждого есть свои индивидуальные запросы, способы и темпы освоения материала. На этом этапе педагог-наставник помогает сформулировать гипотезы о себе, наметить осознанное движение к достижению собственных результатов. Выстраивается индивидуальная образовательная траектория, включающая углубленный общеобразовательный блок по интересующим предметам. Также ребенок может продолжить посещение модулей по выбранному направлению, участвуя в профильных конкурсах и олимпиадах.  Например, если интересна робототехника, то предлагается взять углубленный курс по алгебре, информатике, робототехнике и программированию. 

В старших классах на подростков обрушивается огромная ответственность: подготовиться к экзаменам, поступить в университет, в конце концов выбрать своё будущее. В результате последние классы превращаются в погоню за результатом, где нет места сомнениям и реальному самоопределению. Но и здесь в нашей школе есть место профориентации. Мы предлагаем старшеклассникам практику в реально действующих компаниях и обучение навыкам запуску собственных проектов. 

В летнем лагере, который проводит школа, ребятам, например, предложен проект по преобразованию городского пространства. Идея цикла занятий заключалась в создании проектов по развитию заброшенных или не обустроенных районов города. Ребята выбрали незастроенный пустырь в районе Башкирского государственного университета и стадиона “Динамо”, которое показалось им унылым, пустым и неуютным. Они решили сделать его живописной, оживленной и энергичной локацией, где будет много детей и молодежи, много общения и пикников, прогулок и экстрима.

В итоге  получился макет общественного пространства, где есть детский экстрим-парк, площадка для малышей, кафе. Как часть задач по обучению веб-дизайну и рекламе — промо-страница (landing page) о преобразовании городской территории. 

Мы стараемся, чтобы профориентационная система FunsCool давала представление о ценностях и миссии той или иной профессии и дала возможность старта лучших профессиональных проектов в виде грантовой и информационной поддержки. 

Школа в поиске новых и новых решений для своей системы. Например, скоро ученики, увлекающиеся программировани, будут принимать участие в образовательный проекте Яндекс.Лицей. Он даст им навыки, достаточные для работы стажёром или младшим разработчиком в ИТ-компании. 

FunScool открыта для партнерства и рада поделиться своим опытом.

Об авторе. Ксения Шипарева, учредитель сети FunsCool

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть