Как оцифровать физкультуру: разбираемся с теорией
Дистанционное обучение в той или иной мере вошло в жизнь каждого педагога. Не без сложностей, но учителя уже привыкли объяснять новый материал в Zoom и переносить оценки из онлайн-платформ в электронный журнал.
Но как быть тем предметникам, чьи уроки подразумевают практические занятия? Мы попросили Сергея Минденко, учителя физкультуры Красноярской университетской гимназии № 1, рассказать о том, как он оцифровывает свой предмет.
Когда нашу школу перевели на дистанционное образование, а дети ушли на самоизоляцию, уроки физкультуры сразу оказались под вопросом. Мой предмет — это прежде всего практика. В учебном плане на теорию уходит всего лишь 6–8 часов в год, причём даю её в ходе занятий понемногу. Объясняю, например, чем отличается бег от ходьбы, что такое опорные точки, или рассказываю о правилах той или иной игры.
Как оцифровать физкультуру? Для меня, учителя с двадцатилетним стажем, это стало, используя модное словечко, челленджем. Вызов принят! Постараюсь вместе с вами разобраться, возможно ли это вообще.
Наша школа использует ЯКласс как одну из платформ, поэтому решил опробовать именно этот ресурс, но… не обнаружил своего предмета. Физкультуры, впрочем, нет и на большинстве других платформ.
Правда, у ЯКласс есть полезная функция — редактор предметов. Если нет возможности пользоваться готовыми заданиями, можно создать уникальный курс, наполнить своими разработками и предложить детям. При этом вся механика — проверка заданий, получение баллов и участие в ТОПе лучших учеников и школ страны, которые есть на платформе, — тоже работает!
Материал по предмету систематизирован у меня в обычном файле ворд. Раньше просто что-то распечатывал из него или использовал для подготовки к уроку. Сейчас встал вопрос, как перенести всю накопленную информацию на платформу, так как её формат отличается от того, с чем имеешь дело в обычном текстовом редакторе.
Теории очень много: ученики не станут читать столько по физкультуре. Стало понятно, что механически, с помощью приёмов копипаста, перенести содержание не получится, надо адаптировать материал к дистанционной форме. Например, делить весь контент на маленькие кусочки.
Удобно, что в редакторе предметов ЯКласс уже заложена довольно жёсткая структура: не надо изобретать велосипед, просто следуй подсказкам.
Итак, нажимаю «Создать предмет», выбираю раздел «Физкультура» (значок с баскетбольным мячом), даю описание.
Редактор предлагает ввести название обучающей программы. Тут я немного зашёл в тупик. Что имеется в виду? Рабочая программа, учебная программа? Оказалось, что на ЯКласс это означает деление по классам. То есть, если у педагога несколько классов, предлагается для каждого из них сделать свой подраздел. Или, возможно, у вас внутри курса — подкурсы, такая функция тоже пригодится.
Мой теоретический материал подойдёт всем от 7 до 9 класса, поэтому пункт «обучающая программа» я не стал заполнять.
Далее ЯКласс предлагает ещё одно структурное разделение — тема. Вот её мы и берём: переношу для пробы из Ворда главу «Дневник самоконтроля». Если всё будет удачно, то скопирую и остальной материал по тому же образу и подобию.
К каждой теме можно добавить несколько модулей с помощью кнопки «Новый материал». Первый — теория. Копирую текст из файла «Исследование пульса».
Хм, текст скопировался хорошо, а вот картинки исказились. Выяснилось, что при переносе не сохранились изменения, которые я вносил в ворде: кадрирование и соотношение сторон. Пришлось обрезать их специально под платформу и добавлять с помощью кнопки «Вставить картинку». Она для самых ленивых — ставит изображение прямо в конец. Если же надо расставить изображения по тексту, найдите на панели инструментов пиктограмму, которая даёт возможность вставлять картинку на нужное место, и её можно менять под любой размер.
С картинками разобрались, переходим к видео. Максимально допустимый объём для загрузки — 5 Мб, этого слишком мало. Хорошо бы, если бы ЯКласс увеличил объём, так как видеоинструкции в моём предмете играют большую роль.
Впрочем, я нашёл выход. Можно не размещать видео, а дать на него ссылку в облачном диске. Или завести себе канал на YouTube, сохранять туда видео, но с доступом по ссылке — так будет даже лучше: не будет никакой рекламы и перехода на внешние сайты. Видео не размещается в публичном доступе и используется в образовательных целях, поэтому права авторов не нарушаются.
Закончили с теорией, приступаем к формированию заданий к теме. На ЯКласс их существует два вида: с автоматической проверкой и ручной.
Чтобы автоматические возможности заработали, сначала надо потрудиться. Перенести в систему или придумать тесты, а также текстовые задания — наподобие викторины, когда ученик получает вопрос с контрольным ответом. Такая задача предполагает, что ученик напишет в ответ на ваш вопрос не более 150 символов.
Есть ещё и числовые задания, но это скорее для учителей математики и физики. Здесь всё очень просто. Записываете сначала пример, потом ответ к нему. Как этот вариант использовать для уроков физкультуры, пока не знаю, может, читатели подскажут.
В случае с ручной проверкой есть две возможности: творческое задание и задание с ответом в виде файла. В первом случае, например, можно прикрепить файл с дневником самоконтроля, который должен вести ученик, где он будет отмечать изменения в своём организме после домашних тренировок. Второй подходит для сочинений, где нужно что-то описать, или для творческой работы, фотографий или видеоотчёта, скажем, о проделанной зарядке.
Создав задание, вы сами определяете степень его сложности и количество баллов, который ученик может получить за выполнение.
В итоге с редактором предметов на ЯКласс я разобрался, помог в том числе и курс, размещённый на платформе.
На перенос материала и на то, чтобы разобраться с механикой, ушло несколько дней, но теперь можно сказать, что с теорией и построением системы контроля и назначения задач разобрались. Как это заработало на практике, читайте в следующем материале.
Регистрация по ссылке.