Как необычные сочетания в проектной деятельности помогают ученикам учиться с кайфом
В обычной жизни мне нравятся странные сочетания: фруктовый салат с перцем чили или авокадо с горячим шоколадом. Стиль фьюжн — это моё! Я пробую все смешивать, чтобы на выходе получались необычные сочетания. Эксперименты часто получаются весьма удачными и всё благодаря морфологической таблице, о которой я уже писала.
Суть метода заключается в комбинировании различных показателей, которые выставляются, как в игре «морской бой», по горизонтали и вертикали, где пересечение показателей — не поле боя, а место педагогического творчества.
Для наглядности разберем на примере одной программы, которая была написана махровым гуманитарием (мной) для математического лагеря.
Итак на горизонтальной оси представим ленту времени с доисторических времен и до наших дней, разделим согласно общепринятой периодизации. На вертикальную ось вынесем школьные предметы во главе с математикой. Получилась таблица.
Сюда вписываются только те темы, которые находят отклик у автора, а это значит, что автор не только их понимает, но и может объяснить и вообще красиво преподнести. Например, на стыке биологии и доисторического периода (до появления письменности) волнующими вопросами могут стать: происхождение жизни или причины вымирания динозавров. Напротив истории мы вписываем юрский период, каменный век, пещерных людей, появление родо-племенных отношений, выделение знати и пр. МХК — наскальная живопись, миф о мировом древе.
Какие величайшие открытия в это время произошли в математике?
Люди научились считать до двух. Один, два, а дальше много. Но люди очень быстро осознали потребность в изобретении способа понять это загадочное «много» ибо 5 — много и 50 — много, но что-то подсказывало, что 50 много больше. Потребность — великая движущая сила. Очень скоро люди догадались считать в пределах 10 — по количеству пальцев. Но нашлось племя индейцев Юка, которые глядя на те же руки, придумали считать до 8, а шумеры, используя за основу всё те же руки изобрели шестидесятиричную систему счисления. Как объяснить данный феномен? Есть Версии?
Это уже открытая задача согласно ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). Один столбик — гарант того, что будет чем заняться на уроке.
При подготовке прогарммы для математического лагеря я обратилась к своему опыту в школе. Пришло в голову, что у каждой смены в лагере должна быть легенда, вокруг которой разворачивается игровой сюжет. Так родилась идея отправиться с детьми в воображаемую экспедицию по диким картам. Под последними подразумеваются какие-то события, явления, изобретения, которые повлияли на дальнейший ход истории, способствовали перемене мировоззрения и подталкивали человечество к новым открытиям.
Теперь, когда выстроена хронология, определены темы по школьным предметам, придуман сюжет можно подумать о том, как озаглавить уроки. Первое занятие получило философское название «Было время, когда времени не было». Уже само название наталкивает нас на мысль, что время — изобретение человечества.
Вы можете посмотреть подробное выступление Елены на международной конференции EDcrunch в Санкт-Петербурге.
Благодаря этой таблице математика для меня заиграла новыми красками. Столько открытий произошло: оказывается, что ноль не всегда был известен и люди долгое время жили без него, отрицательные числа — прямое следствие обнаружения нуля и для человечества они необходимы также, как цветы весне. Удивительное открытие: арабские цифры придумали индусы! И много-много других удивительных вещей.
Конечно, присутствие математики в этой программе исключительно гуманитарное и это минус, но плюсы превалируют: