Как необычные сочетания в проектной деятельности помогают ученикам учиться с кайфом

В обычной жизни мне нравятся странные сочетания: фруктовый салат с перцем чили или авокадо с горячим шоколадом. Стиль фьюжн — это моё! Я пробую все смешивать, чтобы на выходе получались необычные сочетания. Эксперименты часто получаются весьма удачными и всё благодаря морфологической таблице, о которой я уже писала.

Суть метода заключается в комбинировании различных показателей, которые выставляются, как в игре «морской бой», по горизонтали и вертикали, где пересечение показателей — не поле боя, а место педагогического творчества.

Для наглядности разберем на примере одной программы, которая была написана махровым гуманитарием (мной) для математического лагеря.

Итак на горизонтальной оси представим ленту времени с доисторических времен и до наших дней, разделим согласно общепринятой периодизации. На вертикальную ось вынесем школьные предметы во главе с математикой. Получилась таблица.

Сюда вписываются только те темы, которые находят отклик у автора, а это значит, что автор не только их понимает, но и может объяснить и вообще красиво преподнести.  Например, на стыке биологии и доисторического периода (до появления письменности) волнующими вопросами могут стать: происхождение жизни или причины вымирания динозавров. Напротив истории мы вписываем юрский период, каменный век, пещерных людей, появление родо-племенных отношений, выделение знати и пр. МХК — наскальная живопись, миф о мировом древе.

Какие величайшие открытия в это время произошли в математике?

Люди научились считать до двух. Один, два, а дальше много. Но люди очень быстро осознали потребность в изобретении способа понять это загадочное «много» ибо 5 — много и 50 — много, но что-то подсказывало, что 50 много больше. Потребность — великая движущая сила. Очень скоро люди догадались считать в пределах 10 — по количеству пальцев. Но нашлось племя индейцев Юка, которые глядя на те же руки, придумали считать до 8, а шумеры, используя за основу всё те же руки изобрели шестидесятиричную систему счисления. Как объяснить данный феномен? Есть Версии?

Это уже открытая задача согласно ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). Один столбик — гарант того, что будет чем заняться на уроке. 

При подготовке прогарммы для математического лагеря я обратилась к своему опыту в школе. Пришло в голову, что у каждой смены в лагере должна быть легенда, вокруг которой разворачивается игровой сюжет. Так родилась идея отправиться с детьми в воображаемую экспедицию по диким картам. Под последними подразумеваются какие-то события, явления, изобретения, которые повлияли на дальнейший ход истории, способствовали перемене мировоззрения и подталкивали человечество к новым открытиям.

Теперь, когда выстроена хронология, определены темы по школьным предметам, придуман сюжет можно подумать о том, как озаглавить уроки. Первое занятие получило философское название «Было время, когда времени не было». Уже само название наталкивает нас на мысль, что время — изобретение человечества.

Вы можете посмотреть подробное выступление Елены на международной конференции EDcrunch в Санкт-Петербурге.

Благодаря этой таблице математика для меня заиграла новыми красками. Столько открытий произошло: оказывается,  что ноль не всегда был известен и люди долгое время жили без него, отрицательные числа — прямое следствие обнаружения нуля и для человечества они необходимы также, как цветы весне. Удивительное открытие: арабские цифры придумали индусы! И много-много других удивительных вещей.

Конечно, присутствие математики в этой программе исключительно гуманитарное и это минус, но плюсы превалируют:

 В таблицу можно вносить всё, что вам самим понятно и интересно и это уже половина успеха
 Это возможность перенять положительный опыт коллег, ведь дополнительная коммуникация с учителями-предметниками развивает сетевой механизм взаимодействия. Мы положительно влияем друг на друга. Учитель химии дал мне для урока, где извергался Везувий, бихромат натрия, получился эффектный опыт.
 Такой формат нравится детям. Проверено неоднократно. После лагеря,  эти же уроки я адаптировала под классные часы. И убедилась, что главная цель — пробудить интерес к обучению, достигнута.
Родители довольны тем, что дети начали говорить о школе, о задачах. Я неоднократно получала отзывы от родителей, которые говорили мне, что дети либо между собой горячо спорили, решая открытые задачи, либо ставили в тупик самих родителей, задавая им вопросы: «откуда в Санкт-Петербурге взялся гром-камень — мегалит, ставший основой пьедестала Медного всадника, если рядом нет ни одного горного массива?»
Пятая причина — универсальность метода. Он применим абсолютно к любой деятельности. Такой вот универсальный метод творческой компиляции, похожий на пиццу. Пользуйтесь на здоровье!

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть