Как нейропсихологические знания помогают учителю
Почему «учебный стресс» — это не страшно? Зачем учителю знать про латеральную организацию человека? Как физиология может помешать первокласснику учиться читать? Почему детям необходимо пить воду во время уроков? Об этом и не только нам рассказала Екатерина Галяева, преподаватель Шестой выездной школы педагогов и директоров.
Руководитель Центра нейропсихологии и сенсомоторной интеграции «Мудрое Движение», г. Москва.
Член ассоциации нейропсихологов и психотерапевтов.
Преподаватель программ повышения квалификации для специалистов.
«Учебный стресс» — это нормально
Начну с того, что «учебный стресс» — это абсолютно нормальное состояние человека. Все, что мы делаем нового в жизни, у нас вызывает стресс.
У человека есть два способа функционирования – «на высокой передаче» и «на низкой передаче». Оба это способа совершенно естественны, и их использует каждый человек, даже не задумываясь об этом. «На высокой передаче» мы функционируем, когда мы уже научились что-то делать и используем полученные знания, умения и навыки в жизни. Это то, что называется, «на автомате». Например, водитель, который уже давно водит, во время вождения не думает о том, на какие педали в какой последовательности нажимать, какую скорость и как именно включать. Он может параллельно с успешным управлением машиной участвовать в разговоре, слушать музыку, о чем-то, не связанным с вождением, размышлять. В ситуации же ученичества человек функционирует «на низкой передаче», он максимально сосредоточен на то, что делает в данный момент, у него нет ресурса для того, чтобы отвлечься от этого процесса на какой-то другой. Это очень энергозатратное занятие.
Родители детей, только начинающих учиться в школе, неоднократно обращали внимание на то, насколько уставшими возвращаются первоклашки домой. Это неудивительно, потому что в школе дети практически на каждом уроке функционируют «на низкой передаче». Обучение чтению, письму, счету требует от ребенка максимальной концентрации и множества усилий. Пока навык чтения, письма и счета не автоматизируется, дети очень устают. А если учитель не учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, не использует во время уроков игровые моменты, экономит слова одобрения и поддержки, то уже на этом этапе, в самом начале школьного обучения, у ребенка может пропасть мотивация.
В случае со школьниками, им вообще довольно часто и продолжительное время приходится функционировать на этой самой «низкой передаче». Вот то состояние, в котором они в это время находятся, и называется «учебным стрессом».
Уровни «учебного стресса» и как на них влиять
Конечно, есть способы помочь детям справиться с этим стрессом. Есть несколько факторов, которые влияют на уровень такого стресса. Это игра, движение, ощущение эмоциональной безопасности и обогащенная среда. Подробно обо всех этих факторах и как с их помощью сделать обучение детей более эффективным, я буду рассказывать на Шестой выездной школе педагогов и директоров.
Но вернемся к «учебному стрессу». Мы уже выяснили, что бояться его не нужно, что это естественное состояние любого человека, находящегося в процессе обучения чему-то новому. Теперь поговорим об уровнях этого «учебного стресса», поскольку уровни разные, и об этом надо знать и помнить любому человеку, работающими с детьми.
Латеральная организация человека
Уровень «учебного стресса» зависит от латеральной организации человека.
У каждого из нас есть ведущая рука, кто-то из нас правша, кто-то левша. Это деление давно и хорошо известно. Но не все знают, что у каждого из нас еще есть ведущий глаз, ведущее ухо, ведущая нога и ведущие полушарие мозга.
Раньше считалось, что есть только перекрестная зависимость: если у человека ведущая рука правая, то, значит, ведущее полушарие у него левое, и наоборот.
Оказалось, что не все так просто, и вариантов есть много. В том числе и такие, при которых ведущее полушарие и ведущие сенсорно-моторные системы находятся на одной половине тела.
В ситуации «учебного стресса» лидирующую роль на себя берет ведущее полушарие мозга. Предположим, это правое полушарие человека-правши. Правое полушарие иннервирует (то есть обеспечивает связь с центральной нервной системой) левую сторону тела. А мы говорим о человеке, у которого ведущими являются правые рука, глаз, ухо и нога. Такой человек в состоянии стресса теряет полноценный доступ к возможностям видеть, слышать и даже двигаться. Конечно, это крайний случай, так называемая нулевая стрессоустойчивость. По статистике таких детей 22-24 %.
Бывают случаи, когда есть смешанная латеральная организация, то есть в состоянии стресса человек остается, например, без полноценного слуха, но зрение и двигательная активность у него сохраняются. Такие дети часто испытывают неуспех в обучении и социальной адаптации. Они имеют от 25 до 75 % стрессоустойчивости. По статистике детей со смешанным индивидуальным профилем 58-63 %.
Лучше всего себя чувствуют люди с перекрестной латеральной организацией: то есть у них ведущими являются, например, правое полушарие, левые рука, глаз, ухо и нога. Статистические исследования показывают, что детей с перекрестным профилем — 15-18 %. Именно они показывают отличную успеваемость, лучшие вербальные и академические навыки. Их стрессоустойчивость – 100 %.
На что и как влияет латеральная организация человека?
Давайте рассмотрим на примере чтения. Читаем мы слева направо, то есть сканируем зрительное поле, начиная с левой стороны. За такое чтение или сканирование отвечает ведущий правый глаз. А вот ребенку с ведущим левым глазом это чтение дается очень сложно. Для него процесс чтения всегда остается очень энергозатратным процессом, даже после того, как навык чтения автоматизировался: ему всегда приходится затрачивать массу усилий, чтобы удерживать строку глазами, читать в том направлении, которое не свойственно его физиологическим особенностям. Про такого ребенка, как правило, педагоги говорят, что он не умеет удерживать внимание, а он просто сильно устает, ему приходится преодолевать дополнительные трудности, с которыми не сталкиваются его одноклассники с ведущим правым глазом.
Что делать учителю, который знает про влияние латеральной организации на процесс обучения, и хочет помочь своим ученикам?
Есть курс «Гимнастика мозга». Это 26 простых упражнений, которые можно использовать во время урока или на перемене.
Регулярное выполнение упражнений «Гимнастики мозга» повышает рабочую стрессоустойчивость до 100%.
Упражнения можно выполнять в самой разной последовательности в зависимости от текущих трудностей ребёнка и учебных задач.
Например, учитель может использовать блоки упражнений для подготовки к контрольной работе, к сдаче нормативов на уроке физкультуры или к написанию сочинения. В одном блоке 3-4 упражнения, выполнение которых займет полторы-две минуты и не сорвет урок.
Еще один важный фактор, о котором нельзя забывать, — это доступ детей к питьевой воде. Вода для нервной системы человека важна более, чем что-либо, поскольку вода повышает электропроводность наших нервов, чистоту прохождения сигнала, а, значит, впрямую влияет на скорость мышления.
Третий не менее важный фактор – двигательная активность детей, координирующая работу обоих полушарий мозга или активизирующая мозжечок, который является интегратором высших мыслительных функций.
Сейчас уже никто не сомневается в том, что знание учителем основ нейропсихологии, использование этой информации в своей деятельности, безусловно повышает эффективность его работы и эффективность обучения его учеников.
***
Екатерина Галяева на Шестой выездной школе педагогов и директоров расскажет, почему для детей критически важна двигательная активность и игры; как во время движения и игр оптимизируются нейронные связи и балансируется биохимия мозга. Более подробно объяснит, что такое латеральная организация ребенка, и почему педагогу необходимо учитывать это для успешного обучения. Познакомит участников школы с данными о психоэмоциональном и «учебном стрессе»; акцентирует внимание на том, как стресс меняет мозговую организацию, и что с этим делать.
Подписаться на канал «Школа педагогов и директоров»