Как настроить младшеклассников на начало учебного года
Фотографии: АГН «Москва». Иллюстрация: Юлия Замжицкая
До 1 сентября остается несколько дней — отличное время для того, чтобы настроиться на рабочий лад. Особенно это важно для младшеклассников. Как помочь ребенку плавно войти в школьный ритм, рассказывает методист-эксперт отдела методической поддержки педагогов Группы компаний «Просвещение» Ольга Самсонова.
Что важно сделать перед началом учебного года
Есть несколько советов, которые помогут родителям плавно перевести ребенка после каникул в режим занятий.
- Заранее войти в режим.
За лето дети, а особенно ученики начальных классов, расслабляются, у них сбивается учебный ритм, они ложатся поздно и поздно встают. Обсудите с ребенком учебный график. Напомните, что скоро учебный год, и для того чтобы все успевать и чувствовать себя хорошо, важно хорошо высыпаться. Для этого надо ложиться в определенное время, чтобы к моменту подъема в школу быть полным сил. - Поставить цели на новый учебный год.
Посоветуйте ребенку спросить самого себя, чего бы он хотел достичь в ближайшие месяцы учебы. Очень важно, чтобы цель была измерима и достижима. Не стоит строить глобальные или нереализуемые планы. Например, если ученик не слишком хорошо успевал по русскому языку, стать круглым отличником сразу будет сложно — лучше сначала добиться твердых «четверок». Цели лучше всего записать, чтобы они всегда были у ребенка и у вас перед глазами. - Определить проблемные зоны и повторить материал.
На пути к цели обдумайте вместе со своим школьником, чего уже удалось достичь, а что еще только предстоит. Оцените, какие предметы и темы вызывают наибольшие сложности, и работайте над ними. Подготовку можно начать уже за несколько дней до учебного года, повторяя материал. Даже если серьезных пробелов в знаниях нет, небольшие упражнения помогут влиться в работу. - Научиться планировать.
Навыки планирования и тайм-менеджмента полезны не только детям, но и взрослым. Правильно распределяя энергию, ребенок сможет достичь всех поставленных целей. Например, можно заранее научить школьника рассчитывать, с каких заданий лучше начинать и сколько времени уходит на упражнения. - Обратить внимание на самооценку ученика.
Под самооценкой в данном случае понимается умение объективно оценить свои достижения. Ребенку будет проще в учебе и в обычной жизни, если он будет объективно понимать, где он успешен, а где — не очень и что именно следует корректировать. В этом помогут пособия, с помощью которых ученик самостоятельно оценит, насколько легко ему было выполнять задания.
Как повторить материал эффективно
Со временем даже взрослые забывают ту информацию, которой не пользуются постоянно. Что говорить о младших школьниках, которые отдыхали от учебы три месяца? Если все каникулы они не повторяли ничего из программы и не сталкивались с необходимостью применять математику или русский язык в быту, их знания перешли в «скрытый режим», и первые месяцы осени уйдут исключительно на раскачку. Чтобы этого не произошло, спланируйте погружение в учебу до начала школы.
- Не ругайте себя и ребенка за отдых летом — даже если в каникулы школьник не хотел повторять материал или повторял несистематично. Летние месяцы нужны для того, чтобы прийти в новый учебный год отдохнувшими.
- Не пытайтесь вспомнить все за оставшиеся дни до 1 сентября. Это невыполнимая (и ненужная) задача, которая лишит ребенка предвкушения начала учебы и положительных эмоций, а также вызовет у него стресс и отторжение.
- Проведите диагностику и вспомните материал локально. Полезно понять самые слабые места в предмете. После начала учебы вы и ребенок сможете следить за ними особенно внимательно, а до начала — освежить знания.
Польза визуализации
Очень вероятно, что младшеклассник не понимает правило потому, что оно слишком сложно написано и не укладывается в голове.
Во время учебного года родители и учителя постоянно сталкиваются с ситуацией, когда ребенок начинает читать конкретное правило, запутывается, не понимает, как правильно его выучить, в итоге зазубривает, а потом не может применить.
Для образовательного процесса неважно, знает ли ученик правило дословно, главное — чтобы он понимал, какой алгоритм в нем заложен и как его следует применять.
Если у вашего ребенка есть сложности с заучиванием и пониманием правил, постарайтесь представить их в виде схемы или таблицы. Так вы упростите для школьника восприятие сложной текстовой информации, особенно если формулировка объемная.