Как мультфильмы из кубиков LEGO помогают учить искусству и технологиям?
Дети в начальных классах умеют создавать мультфильмы. И у них это отлично получается. Главное, правильно все объяснить и немного корректировать их действия. Любовь Степановна Макарова, педагог центра «Технотроника» в Ижевске, рассказала, как помочь детям освоить это ремесло и творить вместе с ними. Причем, создавать мультфильмы можно попробовать и дома в условиях самоизоляции.
По образованию я учитель рисования. Мне всегда нравилось что-то творить, а центр у нас технического направления. Захотелось освоить ещё одно направление, где искусство и технологии взаимосвязаны. Анимация отлично подходит!
Первый год мы работали только с бумагой и пластилином. А с прошлого года перешли на LEGO Education, потому что на занятия стали ходить шестилетки. LEGO — благодатный материал. Ребята привыкли с ним работать. Это основные игрушки нашего детского поколения. Все дети играют с LEGO и сами придумывают свои маленькие истории. Поэтому мы решили задействовать LEGO Education более плотно — создавать не просто маленькие сценки, а серьёзные фильмы до полутора минут.
Дети в процессе создания мультфильма.
Как начать создание мультфильмов?
1. Собрать минимальный набор инструментов
На старте достаточно основных: компьютер, программы, телефон, набор LEGO Education.
2. Найти фоны
Это должны быть цветные фоны в пиксельной графике, чтобы не выпадать из общего плана композиции. Это важно, потому что часто фоны делают такими, на которых персонажи LEGO спорят с задним планом.
3. Выставить композицию
Фон и объекты, в которых будет взаимодействовать персонаж, должны быть закреплены, чтобы в процессе ничего не сдвинуть, иначе придётся переснимать.
4. Научить ребёнка статичной сьёмке
Прежде чем снимать, ребёнку нужно объяснить, что телефон или фотоаппарат должны быть статичны, чтобы исключить шатающиеся кадры.
5. Рассказать о работе с ближним и дальним планом
Ребёнок обязательно должен понимать, что это, зачем и как делать.
6. Объяснить, как работать с освещением
Важно, чтобы не было теней. Нам достаточно двух ламп по бокам. И ещё лучше одну лампу поставить сверху. Все это крепится к столу.
Сначала важно детям все объяснить. Потому что ребят переполняет фантазия. Они говорят: «Все будет классно». В этом порыве они не замечают проблем, а когда просматривают работу, которая неидеальна, расстраиваются, пропадает интерес. Поэтому на первых занятиях нужно сделать акцент именно на том, как всё устроено.
Каждый мультфильм начинается с истории, которую создают сами дети.
Как рождается сюжет
Ребёнок импровизирует и из этого рождается история. Можно взять конкретную тему. Например, мы знакомимся с Великой Отечественной войной или новогодним праздником.
В прошлом году после Нового года мы встретились и сделали коллективный мультфильм с LEGO — «Новогодняя ёлка». Каждый ребёнок со своим персонажем показывал, как он взаимодействует на этой ёлке. Получилось очень интересно — несколько маленьких историй в большой истории.
Сначала ребята делают историю в виде комиксов (или раскадровки). Например, я закрываю текст и даю возможность придумать историю. Таким образом они учатся рисовать сценарий в картинках. Потом намного проще правильно выполнять действия, выстраивать композицию, выбирать для съемок дальний или ближний план.
Важно, чтобы ребёнок понимал сцены, которые должен проработать, чтобы была сцепка внутри сюжета, были очерчены характеры и особенности главных героев. И, естественно, чтобы было начало, завязка, развязка и концовка. Самое сложное, между прочим, придумать интересный финал.
Например, мы начинаем с русской сказки, сюжет которой все ребята знают. Это намного проще, потому что они это уже проигрывали со своими игрушками. Дети переводят материал LEGO на сюжет и тоже неплохо получается.
LEGO Education — самый простой готовый материал. Он яркий. Наборов очень много. Их можно совмещать и делать свои истории. А первые истории может подсказать ребёнку именно сам набор. Когда он открывает его и изучает персонажей, в голове уже вырисовывается сюжет, из которого он может за 50 кадров сделать маленький мультик.
Процесс производства мультфильма
Прежде чем приступить к процессу, я знакомлю детей с компьютерной графикой в программе PowerPoint. Ребятам там намного проще все понять и сразу увидеть, как должен двигаться кадр. Они уже понимают, что нужно делать минимальные движения и много кадров, чтобы персонаж двигался натурально. Когда дети это освоили, можно переходить к процессу съемки.
Шаг 1. Знакомимся с фотоаппаратом
Разбираемся, как должен стоять фотоаппарат, что такое ближний и дальний план, как делать ракурсы, как устанавливать свет.
Шаг 2. Делаем покадровую сьёмку
Когда персонаж бежит, ему нужно, чтобы кадры двигались быстрее. Когда он замедляется кадров нужно меньше. В среднем для ролика в полторы минуты нужно 1500 кадров.
Шаг 3. Монтируем
После сьёмки мы переносим все фотографии в программу Windows Movie Maker, просматриваем кадры, удаляем ненужные. Если нужно фотографируем недостающие и вставляем.
Шаг 4. Делаем озвучку
Дети своими голосами проговаривают текст персонажей. Накладываем голоса на изображение.
Шаг 5. Добавляем музыкальное сопровождение
Это не один трек. Мы учимся нарезать определенные фрагменты музыки и дополнительные сюжетные звуки.
Ранее у нас не было штативов, поэтому ребята снимали с рук, из-за этого фильм получался не очень качественный, но тоже интересный.
Мультфильм, который сделали дети.
Большей частью ребята маленькие, поэтому хотят все делать сами. А такого количества фотоаппаратов, к сожалению, у нас нет. Поэтому мы используем телефоны. Они сейчас с хорошими камерами. Главное, чтобы была статичность. Нам закупили настольные штативы, благодаря которым всё очень хорошо получается.
Если персонаж не один в композиции, то взаимодействие должно быть плановым. У нас оператор фотографирует и даёт команду «Сьемка», а мультипликаторы двигают персонажей. Они подчиняются оператору, который делает кадр, и от него зависит, хороший получится результат или его придётся переделывать.
Когда кадры сделаны, ребята разбиваются на подгруппы. Одни монтируют, другие ищут музыку, а кто-то уже начинает записывать голос. Потом мы просматриваем все и радуемся, что у нас получилось.
Дети осваивают профессии
Когда всё получилось, дети радуются. Они говорят: «всё, я теперь сам могу делать мультики дома».
В силу возраста иногда дома у них не получается и чаще всего они забрасывают попытки, но с удовольствием приходят на занятия и обсуждают свои ошибки.
Мы показываем ребятам, какого уровня они могут достичь, если не будут оставлять это ремесло. Кто знает, может это их будущая профессия? Ведь анимация настолько многогранна.
- Они могут создавать свои сюжеты и стать писателями.
- Могут стать артистами, потому что для озвучки нужно умение правильно сказать, поставить дикцию.
- Работают с музыкой. Могут стать музыкантами или их просто увлечёт какое-то музыкальное направление.
- Осваивают анимацию. Если мы с маленькими детьми разбираем простые компьютерные программы, то в более старшем возрасте они уже могут работать с 3D-моделированием и компьютерной графикой на более профессиональном уровне.
Советы начинающим
- Начните с простого. Достаточно собрать минимальный набор инструментов, который описан в этой статье.
- Не обязательно начинать с покадровой мультипликации, где нужно сделать 1500 кадров и смонтировать их. Это на первой стадии может быть сложно для детей. Суть творческого процесса в комбинации инструментов и свободе действий. Поэтому вместо фото вы можете сразу снимать видеонарезки и монтировать в виде фильма. Так детям может быть проще. А для когото это может быть даже интереснее.
- Создавайте Мультфильмы с детьми при помощи обычного LEGO, а потом совмещайте его с наборами LEGO Education. Поддерживайте интерес, чтобы дети не перегорели: Как правило, после первого фильма дети хотят продолжать, как можно скорее и как можно больше.