Как кино может помочь наладить взаимоотношения с ребенком?

Доверительные отношения между родителями и детьми – это большая работа. Иногда кажется, что уже все испробовано, а достучаться до ребенка невозможно. Любому родителю можно взять на вооружение совместный просмотр и обсуждение фильмов как эффективный и легкий в повседневной жизни способ найти общий язык и поговорить на сложные темы с ребенком.

Почему именно кино? Чем совместный просмотр и обсуждение фильма может Вам помочь?

Вы сможете:

  1. Обсудить и спросить мнение ребенка по теме, которая является для Вас и для него сложной и для которой нужен специальный разговор (тема любви и дружбы, детско-родительских отношений, переживания о своей внешности, школьные испытания, давление сверстников, конфликт с классом, с учителем, употребление алкоголя, курение, разговоре о суициде и «группах смерти», страхи социальной оценки, проблемы выбора и др.).

  2. Понять, что ребенку интересно, чем он увлекается, что его привлекает в других, в себе, что происходит у него на душе и какие на самом деле эмоциональные переживания он может скрывать за фразой «у меня все нормально». (Основная жалоба детей на родителей — «они спрашивают только о том, как в школе и волнуются за оценки и уроки. И даже иногда не знают, какой мой любимый фильм и что у меня на душе»).

  3. Поделиться своим опытом и родительским примером без назидания и нотаций, рассказать о своих ошибках и успехах через фильм и в естественной ситуации. Это будет более убедительным примером ситуации из жизни, яркий кейс в действии и возможность обсудить конкретный вопрос с Вашим ребенком так чтобы он действительно Вас услышал.

  4. Заинтересовать ребенка каким-то делом или увлечением, повысить познавательный интерес к каким-либо школьным предметам и учебным заданиям (например, можно разгадывать исторические загадки, узнать что, правда, а что заблуждение, заинтересовать ребенка книгой после просмотра фильма, найти отличия от сюжета в фильме и в книге и т.д.)

  5. Просто провести время вместе в живом и естественном общении (а не за уроками, в интернете или в торговом центре).

    Например, из рассказов родителей можно вспомнить случай, когда девочка-подросток целую неделю не разговаривала с мамой. Любые попытки наладить контакт не удались, поэтому мама уже отчаялась и ждала только худшего. Однажды вечером по телевизору шел фильм с сюжетом о первой любви. И там, случайно, была показана сцена, как дочь скрывала от своей мамы, что влюбилась в мальчика, так как ей казалось, что это не понравится ей. Увидев, что это как-то трогает дочь, женщина решилась признаться, что у нее была такая ситуация в детстве, и как ей тогда не хватило поддержки матери. Девочка-подросток вдруг заплакала и прижалась к маме, прошептав: «А ты меня поддержишь»? Так развеялась «тайна молчания» и тревога матери благодаря сцене в фильме, которая оказалась как нельзя кстати.

  6. Обсуждение фильмов и своих переживаний помогает ребенку развивать свой эмоциональный интеллект и аналитические способности, развивает его навыки саморегуляции и «проговаривания» своих чувств. Умение поделиться своими чувствами не просто модная психологическая привычка, а основа психологического здоровья и один из проверенных способов избежать подростковой депрессии, нервных срывов. Подросткам в силу возрастных причин и так трудно регулировать свое эмоциональное состояние и чем больше будет простой и естественной практики.

Но стоит ли уповать на случай или можно подготовиться заранее и сделать совместный просмотр фильма полезным и интересным семейным ритуалом и традицией для Вас и Вашего ребенка?

Как сделать это работающим методом воспитания и полезным досугом для развития Вашего ребенка и отношений с ним?

1. Подготовьтесь к просмотру и обсуждению фильма:

  • Узнайте все о фильме, интересные факты о нем, посмотрите хотя бы трейлер и промо, подумайте, что может заинтересовать именно Вашего ребенка.

  • Иногда нужно посмотреть фильм заранее или прочитать все о нем, чтобы знать, к чему быть готовым.

  • Продумайте, как построите обсуждение, какие ключевые темы и вопросы затрагивает этот фильм, какие смыслы и уроки несет в себе.

  • Проанализируйте, что именно Вас задевает и волнует в этом фильме, это важно, так как Вам тоже необходимо будет поделиться своими мыслями и чувствами с ребенком, чтобы у него не сложилось впечатление о специально организованной воспитательной беседе, вместо живого и естественного домашнего обсуждения кино.

2. Создайте ситуацию для общего просмотра и обсуждения, пусть это будет своего рода традицией и формой совместного семейного досуга с ребенком. И так, чтобы просмотр фильма случился естественным образом, важно постепенно вводить это как семейный ритуал и форму общения с подростком:

  1. Подберите фильм с учетом возраста и темы, которая важна для Вас. Помните, что интересное для взрослого не всегда интересно для подростка.

  2. Ориентируйтесь и на интересы подростка, помните о его любимых актерах, жанрах фильмов. Если Вы не знаете, спросите его об этом.

  3. Также поинтересуйтесь, хочет ли подросток показать Вам свой любимый фильм. Только не вздыхайте и не поднимайте крик, когда увидите там сцены насилия, эротики и др. «взрослых» сюжетов. Просто поинтересуйтесь, как к этому относится Ваш ребенок. И, если это для Вас неприятно, скажите, что фильм неплохой, но актеры могли бы сыграть лучше, что видна не слишком профессиональная подготовка оператора и т. д. Своим запретом очень редко можно добиться отказа от подобных фильмов, но отношением можно сформировать вкус к действительно фильмам-шедеврам.

  4. Можете посмотреть фильм заранее, чтобы знать, о чем поговорить (варианты примерных вопросов ниже).

  5. Приготовьте что-то для просмотра фильма (попкорн, сладости), пригласите друзей подростка, чтобы это стало хорошей традицией, многие семьи даже организуют семейный кино-клуб.

  6. Можно начать с совместных походов в кино и обсуждения фильмов в машине или по дороге.

  7. Можно сделать кино-вечеринку с друзьями семьи или вообще начать с друзей ребенка.

  8. Можно сходить в семейный кино — клуб и потом перенести это уже как традицию домой.

  9. Заинтригуйте случайной беседой об очень интересном фильме и сообщите домашним, что будете его смотреть, и подросток может случайно вовлечься.

  10. При готовности ребенка — переход от анализа фильма к обсуждению его ситуации, ваших отношений и темы, которая его волнует.

  11. Обсудите фильм с помощью специальных вопросов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как ты думаешь, о чем этот фильм? О чем это фильм для тебя? Что в нем понравилось/не понравилось? Почему? Что откликнулось и показалось наиболее значимым именно для тебя? О чем этот фильм для тебя?

  2. Мог ли герой действовать в данной ситуации иначе? Как именно? Как бы ты поступил(а) в подобном случае? Или как тебе кажется, чтобы герой сделал на твоем месте, в твоей ситуации?

  3. Что из фильма перекликается с твоей собственной жизньюситуацией? Или ситуациями в школе, у друзей?

  4. Что в нашей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме?

Как можно воспринимать фильм?

Я на месте героя

Герой на моем месте

Как я понимаю чувства героя?

По каким признакам я распознаю то или иное переживание героя? Разделяю я чувства героя или нет?

Что я чувствую по поводу (название того или иного эпизода)?

Кто мне нравится, а кто нет?

С кем сравнивать себя не очень хочется?

Герои, которые мне нравятся (или не нравятся), похожи на меня или нет?

Мои эмоции в отношении фильма – в какие моменты реальной жизни я испытывал сходные чувства?

Как герой понимает ситуацию в фильме и как я ее вижу?

Совпадает ли восприятие героя с мнением авторов фильма?

Присутствует ли в фильме четкая позиция его создателей?

Почему именно с этими героями я сравниваю себя?

Каковы побуждающие силы и ресурсы героев? Что в них такого, что и мне не помешало бы?

Что мне никогда не приобрести и могу ли я принять такое ограничение?

Какие приемы героев фильма меня привлекают?

Какие действия героев обнаруживают проблемы, присущие и мне?

Как герой меняет способы действия и могу ли я измениться как он?

Какие проблемы моей жизни наиболее близки тематике фильма?

Какие приемы героя фильма доступны и мне?

Как герой смотрел бы на мои проблемы?

Примеры практических заданий и способов анализа кино:

  • Предложите ребенку закончить фразу, но начинайте с собственного примера …

    1. Фильм для меня…
    2. Я на месте героя… Герой на моем месте…
    3. Для меня урок фильма…
  • Предложите поискать + и — , найти ошибки и верное решение…» в действиях героев

  • Придумать свою 2 серию или свое продолжение как поступить в этой ситуации…

  • Помогите восстановить ключевые значимые фраз и цитаты из высказываний героев, др.

  • Помогите использовать потенциал фильма для обучения. Проанализируйте вместе и помогите запомнить удивительных факты, исторические события и успешные способы поведения героев в неоднозначных и трудных ситуациях!

Также после просмотра фильма этап обсуждения можно провести в форме игры-теста на запоминание основного сюжета, в форме дискуссии по командам (если много подростков и взрослых), в форме голосования «за» и «против».

Порой создать особую атмосферу близкого и откровенного общения достаточно сложно между подростком и взрослыми. Поэтому для начала можно попробовать сделать первые шаги для налаживания отношений с помощью просмотра и обсуждения какого-то фильма. А может быть, у Вас, наконец, возникнет идея снять всем вместе Ваш собственный фильм о семье?

Светлана Шевченко

Источник

Tags

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть