Как избежать математической травмы у ученика
За 30 лет работы преподавателем я встречал множество людей, страдающих математической травмы, из-за которой мозг у них отключается, когда дело доходит до занятия математикой.
Математическая травма проявляется в виде тревоги или изнурительного страха быть неправым. Этот страх ограничивает доступ ко многим возможностям для множества людей, включая выбор школы и карьеры.
В то время как математическая травма имеет множество источников, есть некоторые, на которые родители и учителя влияют напрямую: многими движут устаревшие представления о том, что значит быть хорошим в математике.
Принято считать, что успешный в математике школьник обязан быстро и точно считать. Но это было важно в прошлые десятилетия, сейчас такие умения уже не имеют былой ценности.
Исследования ученых подтвердили мою мысль: требование высокой скорости вычислений ослабляет учеников, лишает их мотивации, приводит к математической травме. Люди, которые изо всех сил стремятся считать быстро, часто испытывают страх, который блокирует их рабочую память. В итоге ошибки. А затем мысль, что математика – это невыносимо сложно и совсем не дается.
Миф о том, что быстрые вычисления или стремительное вспоминание, например, таблицы умножения – это преимущества, имеет глубокие корни: кто бы не хотел, чтобы дети были быстры и точны в расчетах? Но исследования показывают, что способность легко вспоминать формулы, правила лучше всего разрабатывается с первого взгляда на арифметические операции.
Более глубокое понимание таких понятий, как умножение и деление, позволяет людям видеть шаблоны в числах. Например, 3, 5 и 15 находятся в треугольном отношении, где 3 x 5 = 15, 5 x 3 = 15, 15 ÷ 5 = 3 и 15 ÷ 3 = 5.
Пропуск этапа осмысления делает хрупким понимание и более затратным запоминание. Когда кто-то только запоминает, заучивает, зубрит, каждый новый факт похож на остров сам по себе, и его легче забыть. Напротив, понимание паттернов в математических вычислениях уменьшает когнитивную нагрузку, необходимую для запоминания связанных фактов. Видение смысла способствует глубокому, надежному и гибкому пониманию, позволяя людям применять то, что они знают, в решении самых разных задач.
Так что могут сделать родители и учителя, чтобы не допустить математических травм у детей?
Найдите в математике чудо и радость, покажите их детям
Игры и головоломки, которые заставляют людей играть с числами, такие как судоку, KenKen или некоторые карточные игры, создают интеллектуальную потребность использовать математические закономерности, запоминая их легко и быстро.
Измените свое отношение к ошибкам детей
Отсутствие правильного ответа не означает, что все мысли ребенка неверны. Просите детей объяснять, как они нашли ответ, это поможет понять, что они знают и в чем заблуждаются. Когда вы задаете свои вопросы, будьте спокойны, не показывайте своего недовольства ошибочными ответами, иначе это может укрепить веру в то, что учитываются только правильные ответы.
Не ставьте диагнозы
В наше время и родители, и учителя часто грешат тем, что ставят детям клеймо: «технарь» или «гуманитарий». И от таких названных «гуманитариев» и не ждут каких-то успехов в изучении точных наук. От таких ярлыков только вред и никогда никакой пользы. Дети, услышав раз о себе, что у них гуманитарные мозги, тут же перестают напрягаться при изучении математики или физики, мол, с меня и взятки гладки. В реальности же школьный курс любого предмета может освоить совершенно любой ребенок, если у него нет серьезного ментального заболевания.
Для многих взрослых сегодняшние уроки математики очень отличаются от тех, которые были в нашем прошлом. Американские школы отошли от требований высокой скорости вычислений, теперь во главе угла стоит осмысление математических закономерностей. Преподаватели математики согласны с тем, что это эффективнее и интереснее, а также уберегает детей от математических травм.
Оригинал статьи