Как говорить с детьми о жизненном успехе

Жизненный успех — тренд современного общества. Взрослые соревнуются друг с другом в общественном признании и изо всех сил стараются воспитать детей «всем на зависть». Правильно ли это? Попробуем проанализировать, что конкретно является жизненным успехом. Поколение 90-х, активно воспитывающее сейчас своих потомков, росло в безденежье и безработице, и с молоком матери впитало единственную истину – успех заключается в хорошей работе и высокой зарплате.

Конечно, глупо спорить с тем, что деньги невероятно важны в современном мире. Тем не менее установка — деньги равны успеху — в корне не верна, так как успех для каждого человека индивидуален. Это — то, о чем нужно разговаривать со своим ребенком.

Критерий успешности

Составляющих успеха множество, и по значимости они разные: кто-то в первую очередь хочет состояться как семейный человек – муж/жена, отец/мать, кто-то стремится к профессиональному успеху, а кто-то просто хочет получать от жизни удовольствие, а карьера и семья для него не так важны. Все зависит от целей, мировоззрения и личностных качеств конкретного человека.

Задача родителей – помочь ребенку осознать, что человек не обязан много зарабатывать. Не все люди рождены карьеристами и лидерами, не все готовы идти напролом ради новой должности, не все стремятся к большим деньгам любой ценой. Если ребенку с детства внушать, что главный критерий успешности – это руководящая должность, а эта стратегия не вписывается в его характер и не соответствует его темпераменту и скорости реакций, то он станет неудачником. Возможно, для вашего ребенка синонимом успеха будет спокойствие, и это тоже нормальная ситуация.

Оценки

Разговоры между детьми и родителями в большинстве своем ведутся об учебе и успеваемости. Важно понимать, что академический успех не равен жизненному, и уж тем более, не равен счастью — он лишь малая составляющая жизненного успеха человека. Из-за того, что родители уделяют слишком большое внимание оценкам в дневнике, у детей складывается впечатление, что это и есть мерило жизненного успеха. Отличник – значит успешный человек. Золотая медаль, красный диплом, победитель школьной олимпиады – все это значимые достижения, но не факт, что они помогут ребенку в будущем добиться успеха, особенно, если для него карьера не стоит на первом месте.

Тем не менее хорошие оценки важны для дальнейшей учебы в вузе или колледже — именно они интересуют приемную комиссию. Внимание на диплом обращают и многие работодатели: когда на вакансию претендуют несколько стажеров, оценки играют определяющую роль, так как успеваемость говорит о способности учиться. Дело в том, что выдержка, любознательность, терпение, общение и креативность не отображаются в табеле, но позволяют получать хорошие оценки.

Формируем карту успеха

Успех — это не столько то, что имеешь, а кем в результате становишься, как поступаешь. Общественное признание, слава, чувство удовлетворения от сделанного — не случайность, а результат сильного желания и большого труда. Не зря говорят, что успех – это лестница, по которой нельзя подняться, держа руки в карманах. В общем, успех не любит ленивых и нерешительных, а потому надо «засучить рукава» и двигаться от цели к цели. Успешные люди вовсе не баловни судьбы, к которым все само собой «плывет в руки».

Целесообразно рассматривать успех на примерах и объяснять, что все люди в чем-то успешны – этот человек много добился на профессиональном поприще, этот – настоящий семьянин и прекрасно воспитывает детей, этот – самореализовался в познании мира, а вот тот – успешен в благотворительной деятельности. Мерило индивидуального успеха может отличаться в зависимости от возраста, социальной обстановки, жизненных приоритетов и многих других факторов.

Для успеха очень важно саморазвитие ребенка, и здесь так же нужен родительский пример. Нужно учить детей ставить перед собой цели и работать над собой столько, сколько хотелось бы получить в итоге.

Анна Сафина

Фото с сайта infourok.ru

Источник

Tags

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть