Как говорить с детьми о сексе и говорить ли?
Несколько месяцев назад РИА Новости сообщило данные Министерства здравоохранения, что средний возраст начала половой жизни в РФ 16-17 лет.
У меня растёт дочь. И пока она растет, я могу шутить о том, что всех женихов встречу с ружьем, дабы уберечь моего ангела от всех этих рокеров-рэпперов-готов или кто там будет через десять лет.
Минздрав говорит, что в 16 лет секс уже есть. А просвещения нет. Потому что говорить о сексе — некомфортно. А еще риск попасть под закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Почему важно просвещение:
-
Средний возраст начала половой жизни и у ребят и у девчонок — 16-17 лет (из февральского заявления Минздрава).
-
К 15 годам девственности лишается около 40 процентов девчонок (из монографии «Научного центра здоровья детей» 2014 года).
-
Статистика беременности в возрасте 15-19 лет в РФ — 26 девушек на 1000 человек, или 2,6 девушки из 100.
-
Ежедневно в мире происходит более одного миллиона случаев заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (из бюллетеня ВОЗ 2019 год, по России не нашёл).
Испугать подростков, конечно, этими цифрами, на мой взгляд, не получится. Поэтому я решил исследовать вопрос глубже, посмотреть, какие проекты не бояться вести сложный разговор с подростками.
Взрослому со взрослым то на эти темы разговаривать сложно, а с подростком — еще сложнее. Тонкий с точки зрения этики вопрос. Непонятно с чего начать такой разговор, какую лексику использовать… Разговор о сексе подразумевает честность с обеих стороны, а значит нужно быть готовым к очень непростым вопросам.
Один из ключевых аргументов против любых просветительских проектов о сексе — это развращает детей. Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и КоАП РФ Статья 6.21. «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» пугает учителей, поэтому в школе говорить о сексе опасаются, чтобы не получить по голове за пропаганду. Родители не хотят, учителя не могут, но кто тогда будет помогать решать этот вопрос?
Задача просвещения в том, чтобы знания уже были присвоены к моменту, когда подросток впервые сталкивается с первыми романтическими чувствами. На мой взгляд, начинать такой разговор можно уже в 7 классе. Хотя бы один урок в год.
Если для вашей школы этот вопрос не находится под запретом, вот несколько полезных ресурсов, которые я смог найти в процессе своего небольшого исследования:
Материалы ЮНЕСКО. Хорошая подборка для использования в школах, разработанная совместно с ЮНЕСКО. Ряд материалов, на мой взгляд, уже потеряли актуальность с точки зрения общения с современными подростками. Но хорошего там всё равно больше.
Психолог Юлия Ярмоленко пишет тексты и записывает видео о том, как говорить «про это».
Инфографики и информационные бюллетени от Всемирной организации здравоохранения. Можно использовать на уроках.
Проект «Неудобный разговор». Рассказывают о том, как говорить об этом с детьми, собирают просветительские материалы из разных источников у себя в группе в VK и на фейсбук страничке.
Хорошие материалы о СПИД. Вот ссылка про базовые знания, а тут много разных профилактических материалов.
И в завершении простым языком о половом созревании для девушек.
Надеюсь, обзор окажется полезным для тех, кто сможет заниматься просветительской работой в этом году. Уверен, что настоящий педагог, подойдя творчески и ответственно, сможет найти деликатную форму и тональность в столь сложном вопросе.
Об авторе: Михаил Мордасов, сооснователь компании Смарт Курс (разработка и запуск программ развития гибких компетенций в школах и ВУЗах), соавтор программы ЛюбиДелай (комплексная профориентация для старшеклассников в школах РФ).