Каждый урок у нас теперь «открытый»
Итак, прошли первые две недели с начала перехода на онлайн обучения, и можно подвести первые итоги, сделать выводы и внести коррективы. До сложившейся на сегодняшний день ситуации в мире, не только образовательный центр в котором я работаю педагогом в группе дошкольной группе, но и большинство русскоязычных детских садов и школ никогда не работали в таком формате.
Этот материал подготовлен в рамках спецпроекта «Дома с детьми» командой Московского международного салона образования.
В 2020 году салон пройдёт с 26 по 29 апреля в режиме онлайн.
Регистрация участников уже открыта на сайте ММСО 2020.
Участие во всех мероприятиях бесплатное.
Отмашкой к авральному переходу в режим виртуального общения с детьми послужило введение карантина и строгий запрет на работу образовательных учреждений всех видов и форм собственности. В столице Литвы карантин был введен сразу на пять недель, поэтому было принято решение не уходить на двухнедельные каникулы, как это сделали государственные сады и школы, а продолжить сразу в новом формате.
Мы выбрали онлайн-обучение в режиме реального времени, а не «запись-трансляцию» или, тем более, формальную раздачу материалов для самостоятельного освоения детьми с помощью родителей (есть и такие уже нашумевшие истории). Режим трансляции позволяет максимально сохранить живой формат обучения, прохождение программы в темпе усвоения материала ребятами, видеть эмоциональный отклик, обращаться к каждому ребенку персонально, подбадривать и замедлять темп когда надо, в общем, держать тот кончик невидимой ниточки, которая связывает во время занятий педагога и ученика.
Сразу же было понятно, что каждый подготовленный до этого урок будет переделан. Формат онлайн-обучения, когда дети вынуждены по нескольку часов находиться у экранов монитора, требует другой подготовки к уроку и другой реализации поставленных целей и задач. Мы, как и прежде, придерживаемся мнения, что уроки онлайн не могут и не должны быть дольше 30-40 минут с обязательными физкультминутками каждые 10 минут и перерывами между уроками не менее 10-15 минут. Также с учетом физиологических и психологических возрастных норм, онлайн занятия суммарно не должны быть больше двух часов.
Для того, чтобы урок в дистанционном формате вызывал у ребенка интерес и эмоциональный отклик, добавили интерактивные презентации, фрагменты обучающих программ. Мы несколько дней выбирали площадку для оптимальной работы с инструментами и ресурсами, позволяющими вести занятия у малышей, однако несколько попыток с разными платформами все равно привели нас в Zoom.
Первое занятие сразу показало слабые места такого формата при отсутствии необходимых педагогу знаний об инструментах площадки вещания. Сначала занятия «вели» те, кто громче говорил) Сейчас, к концу второй недели, у нас почти ушла проблема слышать и слушать друг друга. Дети, в общем, с огромным энтузиазмом восприняли наш новый формат общения. И достаточно быстро поняли новые «правила игры».
Отдельно хочется сказать о родителях. До введения карантина у них, безусловно, было время, которое они проводили без детей и у детей было время, которое они проводили в центре, а значит, без родителей. Сейчас этого времени не осталось совсем. Специфика обучения детей дошкольного возраста требует обязательного присутствия и помощи взрослого, особенно в освоении новых навыков. Родители увидели процесс обучения «изнутри», каждый урок у нас теперь «открытый».
Большинство из родителей активно включились в учебный процесс и помогают и детям, и мне. Все мы испытываем сейчас огромный стресс от происходящего вокруг и от внезапных перемен, ворвавшихся в нашу жизнь. И дети, которым приходится по два часа проводить за компьютером, и я как учитель, которому приходится полностью пересматривать и переписывать ход каждого занятия, и родители, которые оказались один на один со своим ребенком на пока еще не определенное время.
Но время идет, мы придумываем новые интересные задания и упражнения в новом формате, каждый день приносит новые открытия и маленькие победы над неопределенностью! Но каждый день мы виртуально «беремся за руки» и прощаемся стихом, которым прощались в стенах центра. Ждем весну и верим, что Viskas bus gerai! (Всё будет хорошо! — перевод с литовского)
Об авторе: Ирина Чернышева, педагог подготовки к школе, Международный образовательный центр НеоЗебра, г.Вильнюс.