К 8 Марта: секреты любви к профессии от 10 молодых учительниц
В Международный женский день принято дарить цветы и говорить комплименты. А о чем мечтают женщины, которые большую часть своего времени проводят в стенах школ? В преддверии праздника 10 молодых учительниц рассказали, как пришли в школу, где черпают энергию и силы для работы и от каких издержек профессии мечтают избавиться.
Ирина Кривенко, учитель русского языка и литературы во Второй Новосибирской гимназии, Новосибирск
Поиск новых идей, интерес к предмету, стремление к самосовершенствованию – всё это я видела в моей маме, которая была и моим школьным учителем литературы. Это мой жизненный и профессиональный ориентир. Благодаря маме я и пришла в профессию и позже убедилась в правильности своего выбора. Самое приятное в моей работе – это общение с детьми: непосредственными, ошибающимися, стремящимися к знаниям. Немецкий философ и педагог Иоганн Гербарт сказал: «Смертный грех учителя – быть скучным». На своих уроках я стараюсь избегать однообразия и подвожу детей к открытиям через проблемные вопросы, ситуации, разнообразные приемы. И, конечно, меня трудно представить в классе без улыбки. Это помогает успокоить, ободрить, установить контакт с учеником.
Анжела Кучер, учитель начальных классов гимназии № 74 Санкт-Петербурга
Мне очень повезло, что моими преподавателями в школе были замечательные люди. Сама я в младших классах на каникулах играла в школу. В средней школе учительница русского языка иногда разрешала мне проверять тетради младших учеников. В старших классах я работала вожатой в школьном лагере. Вопрос выбора будущей профессии передо мной не стоял. Сейчас самое приятное в моей работе — видеть горящие глаза учеников, чувствовать, что они любят тебя. Эта любовь окрыляет, заставляет забывать о проблемах. И, конечно, огромный стимул для педагога – видеть, что его усилия не проходят даром. Поэтому мне всегда жаль тратить драгоценное время на выполнение «бумажной» работы, заведомо никому не нужной. Количество «бумаг», которые нужно сдать руководству, растет из года в год. И мы занимаемся ими вместо того, чтобы искать интересный материал для урока, ходить на выставки, читать.
Ирина Сощенкова, преподаватель английского языка в гимназия № 48 Норильска (Красноярский край)
Мою судьбу во многом определила моя мама. Она была воспитателем, и с самого детства я и моя сестра помогали ей с работой, часто общались с детьми. Поэтому детей я очень люблю. Когда после окончания школы встал вопрос, кем быть, я пошла в педагогический колледж на учителя английского языка. Самое приятное в моей работе — это радость детей при встрече с тобой, их любовь к предмету и желание узнавать новое. Меня нельзя представить на работе без улыбки и хорошего настроения. Я не думаю, что буду оригинальна, если скажу, как хотелось бы убрать из нашей работы лишние отчеты, бумаги, такое количество ответственности за все. Иногда хочется уменьшить количество требований и стандартов к педагогу,: это ограничивает наше творчество.
Алина Варгамян, преподаватель химии и биологии, замдиректора по методической работе в средней школе №8 Липецка
Для меня до сих пор загадка, почему я выбрала работу в школе. Мне кажется, я инстинктивно искала аудиторию для своих будущих выступлений, ведь учитель – это тот же артист (а я с детства испытывала восторг, выступая перед публикой). Наша работа интересна сама по себе: каждый день не похож на предыдущий — учителя ждут новые заботы, новые дела. Этот драйв мне по душе. Он дает возможность проявить все свои таланты и креатив. Никогда не найдется времени заскучать. Меня устраивает все. Если и бывают трудности, то зачастую мы сами их себе создаем, именно наше отношение создает ауру вокруг нас. Мне комфортно работать, меня ждут на моей работе, я чувствую себя частью коллектива и не представляю себя без классного руководства.
Дарья Салаева, преподаватель английского языка в средней школе №38 Владимира
Поступая в университет, совершенно не планировала работать в школе. Но когда училась на последнем курсе, увидела вакансию учителя английского языка в одной из школ города, решила попробовать… Прошло 5 лет, а я все тут. Самое приятное в работе — это общение с детьми. Только любовь к детям дает мотивацию на творчество и желание работать. Проживать со своими учениками и взлеты, и падения — это дорогого стоит. Единственное, чего хочется, — убрать то количество бумажной волокиты, которое нам достается. Ну и денежный вопрос все также актуален.
Александра Гаврилова, преподаватель английского языка в средней школе №1, г. Раменское (Московская область)
Я уже на протяжении четырех лет работаю с детьми. Сначала была аниматором на детских праздниках, потом несколько смен — вожатой в лагере. И вот, наконец-то, окончив университет, минувшей осенью я пришла в школу. Дети для меня — это жизнь, это радость, возможность передать не просто знания, но и вложить частичку себя. Без улыбки стараюсь не входить в кабинет, потому что от меня зависит и настрой ребят, а я всегда стараюсь поднять им настроение. Самое приятное в моей работе — видеть отдачу учеников. Хотелось бы убрать большое количество документации, но без этого никуда, к сожалению. С другой стороны, есть и плюсы: многие материалы сейчас предоставляются в электронном/печатном виде, а это значительно экономит время.
Елена Кунц, учитель начальных классов в средней школе № 147 Красноярска
Еще учась в школе, я любила в дни самоуправления вести занятия для младших классов. К тому же, я была старшим ребенком в большой семье и постоянно нянчилась с братьями и сестрами. Правда, поступать я хотела в Академию музыки и театра, но не прошла конкурсный отбор. Тогда и пошла в педагогический колледж, где, кстати, смогла получить не только азы педагогического мастерства, но и актерского. Там было очень развито дополнительное образование.
Самое приятное в моей работе — это общение с детьми. В начальных классах они очень открыты и делятся всем, что происходит в их жизни. У них искренние улыбки и разочарования. Видеть все это многого стоит.
В последнее время стало очень много бумажной работы, отчетов. Совсем не остается времени на живое общение. 11 лет назад со своими первыми учениками я могла себе позволить ежедневно после уроков заниматься театром. Мы много путешествовали, посещали культурные места, а сейчас, чтобы выехать с классом куда-либо, нужно подготовить множество документов, согласовать поездку в ГИБДД.
Вера Гордина, учитель алгебры и геометрии в Псковской инженерно-лингвистической гимназии, Псков
Я с детства мечтала быть педагогом. Иного пути для себя и не представляла. Самое приятное в моей работе — это, конечно, общение с детьми. В классе меня нельзя представить без хорошего настроения и желания обучать ребят. Пока в моей работе меня все полностью устраивает.
Евгения Шибкова, учитель начальных классов в общеобразовательной школе-интернате № 4 Севастополя
Почему я стала учителем? Возможно, это судьба. Я пошла по стопам своей бабушки, мы родились в один день и названы одинаковым именем. На выбор профессии повлияли и мои школьные учителя. Точно знаю, что не представляю себя кем-то другим. Не могу себя представить на работе без творчества, без этого, я считаю, нет учителя. Самое приятное в моей работе — это начало и конец учебного года. 1 сентября ты встречаешься со своими учениками, повзрослевшими и отдохнувшими. Куча эмоций и впечатлений, рассказов о летних каникулах. Начало учебного года – начало нового пути, впереди куча открытий. Особенно это ощущаешь, когда набираешь первоклассников. А конец учебного года – это самое трогательное, что может быть в профессии учителя. Ты расстаешься с учениками на три месяца или вовсе передаешь их учителям средней школы. Думаю, любой учитель скажет, что главный недостаток нашей профессии — это документация, бумажной работа. Каждый год обещают уменьшить ее количество, но пока оно только увеличивается.
Татьяна Матвеева, учитель русского языка и литературы в школе №10 Пскова
У меня был выбор: учитель, библиотекарь, секретарь… Итог очевиден. Самое приятное в моей работе — это понимать, что все не зря, что есть дети и родителя с горящими, понимающими и благодарными глазами. Меня нельзя представить на уроке без подготовки, улыбки и чувства юмора. Хотелось бы, конечно, убрать чрезмерную, а зачастую абсурдную бумажную работу, а заодно — регламентировать нагрузку и обязанности учителя и классного руководителя.