Исследование: привлекать к IT-специальностям нужно уже со школы. Иначе наступит кадровый голод
В последнее время много говорится о цифровой экономике, её развитии. В июле 2017 года правительство утвердило программу «Цифровая экономика России» до 2024 года. В результате реализации программы планируется, что более 120 тыс. специалистов будут появляться в сфере IT ежегодно благодаря вузам. А вот эксперты Фонда развития интернет-инициатив посчитали — для удовлетворения потребностей цифровой экономики в России в ближайшие 10 лет должны появиться дополнительно 2 млн IT-специалистов — разработчиков программного обеспечения, аналитиков, дизайнеров, системных администраторов, специалистов по базам данных, менеджеров продуктов..По самым скромным подсчётам, это 186 тысяч человек в год. Очевидно, эта задача ляжет прежде всего «на плечи» российской системы образования, которая сейчас «приводит» в экономику около 60 тысяч IT-специалистов, говорят эксперты.
По словам заместителя директора по образовательным проектам ФРИИ Вадима Малыча, на сегодяшний день доля IT -специалистов составляет 2,4 процента от всего занятого населения (в странах-лидерах — США, Германии, Великобритании этот показатель вдвое выше — 4,3 процента). «Чтобы достичь этой планки, бизнесу, государству и образовательным организациям необходимо уже сегодня пересмотреть подход к формированию человеческого капитала», — считает Вадим Анатольевич.
В России 39 процентов выпускников вузов работают не по своей специальности.В Германии таких выпускников 11 процентов. «По нашему мнению, эта проблема является системной и затрагивает не только вузы, но и общее образование (школы). Есть несколько ключевых причин: вузы и колледжи не готовят нужных экономике специалистов из-за несоответствия специальностей обучения реальным потребностям рынка труда; выпускники вузов не обладают практическим опытом применения знаний, полученных за время обучения; школьники зачастую выбирают специальности в вузах неосознанно, без учета своих склонностей и спроса работодателей», — говорят исследователи. По их мнению, удовлетворение кадрового голода зависит прежде всего от стимулирования самостоятельного выбора школьниками своей будущей профессии: «Пока школа не вовлекает детей в процесс профессионального выбора, процент тех, кто учится в университетах «ради корочки», будет оставаться высоким. К сожалению, пока многие из будущих студентов не готовы выбрать профессию самостоятельно: не понимают, какие специальности актуальны, как они развиваются параллельно с технологиями и какие открываются перспективы».
«Бутылочные горлышки» системы образования
Из 727 тысяч выпускников 11-х и 9-х классов лишь 17 процентов выбирают IT- специальности. Из 125 тысяч выбравших 59 процентов поступают в вузы и 41 процент — в СПО. Из получивших высшее образование специалистов, 61 процент находят работу по специальности. Среди закончивщих ссузы этот процент ниже в два раза (31 %). С учетом перешедших в профессию из других областей, а также миграционно-эмиграционного процесса, итоговый приток IT- специалистов в экономику составляет 78,8 тысяч человек. Из них 60,8 тысяч приходится на долю вузов и ссузов.
Что препятствует повышению IT-аудитории?
«Бутылочное горлышко» № 1
Низкая доля школьников, выбирающих продолжение обучения на ИТ- специальности, вызвана малым охватом просветительской и профориентационной деятельности в школах. Низкая доля целевого трудоустройства в вузах и СПО вызвана прежде всего нехваткой опыта практической работы у студентов, а также барьерами, препятствующими взаимодействию работодателей и образовательных учреждений.
«Бутылочное горлышко» № 2
Низкая доля целевого трудоустройства в вузах и СПО вызвана прежде всего нехваткой опыта практической работы у студентов, а также барьерами, препятствующими взаимодействию работодателей и образовательных учреждений. При этом 23 процента учащихся СПО продолжает обучение в вузах, а не идет работать — в итоге длительность обучения специалиста только растет.
«Бутылочное горлышко» № 3
Значимую часть притока ИТ-специалистов составляют учащиеся других специальностей, а также взрослые специалисты, прошедшие переподготовку — это говорит, с одной стороны, о малом охвате профориентационной деятельности, а, с другой — о высоком потенциале направления переподготовки кадров для повышения притока ИТ- специалистов.
Даже поверхностный анализ показывает, что развитие системы образования следует начинать с самого первого этапа — вовлечения большего количества детей школьного возраста в процесс выбора актуальных для российской экономики профессий. Приведем краткий перечень проблемных областей, которым, по нашему мнению, стоит уделить внимание.
Чему стоит уделить внимание на «пути школа — вуз — работа»
По мере перехода в старшие классы вовлечение учащихся в обучение профессиональным навыкам падает. Проектная деятельность в школах имеет низкую эффективность, часто практикуется как исследовательская работа с информацией, не имеющая целевого заказчика (а не выполнение практических проектов, решающих актуальных проблемы).
Профориентация в школах зачастую поверхностна, либо отсутствует, либо реализуется формально.
Дополнительное образование, посвященное знакомству с профессиями, имеет относительно малую популярность — самые посещаемые кружки касаются спорта, искусств (рисование, танцы).
В большинстве вузов на первых курсах делается фокус на получении теоретических знаний, без их применения на практике — поэтому даже активные школьники быстро «разучиваются» что- либо предпринимать.
Пути привлечения интереса школьников к IT-специальностям
ФРИИ предлагает к обсуждению ряд тем, касающихся развития образования:
«Пространство самоопределения в школе: вовлекающие инструменты, формирующие личную мотивацию и интерес детей к профессиям; инструменты, развивающие «навыки будущего»
«Внедрение актуальных образовательных форматов в школах: организационное оформление в школе, финансирование, оценка качества обучения»
«Обеспечение широты и разнообразия программ обучения в сфере знакомства с профессиями и навыками. Как объединить имеющуюся инфраструктуру ДПО для решения общей задачи?»
«Обеспечение востребованности детей — как обеспечить качественный выбор ребенком, прошедшим обучение, вуза/ссуза — который соответствует его интересам, который поддержит и разовьет сформированные навыки?»
Фонд уже запустил работу в регионах России, нацеленную на обучение педагогов методикам, позволяющим вовлекать детей в тему профессионального выбора. В январе стартовал совместный проект с первым регионом — Ярославской областью. Совместно с заинтересованными педагогами, эксперты ФРИИ будут внедрять самые актуальные практики проектной деятельности в школьном образовании.
К работе проектной группы можно подключиться на любом этапе. ФРИИ готов работать с активными педагогами основного и дополнительного образования, руководителями школ, государственными и бизнес-организациями.