Исследование показало, что планшеты и смартфоны не могут заменить бумагу с ручкой в процессе обучения
Учёные из Токийского университета провели эксперимент по оценке памяти студентов, которые в процессе обучения использовали ручку и бумагу, планшет с пером или смартфон. Выяснилось, что лучше всего для обучения подходят бумага и ручка, а не современные цифровые технологии.
Для эксперимента исследователи сформировали три группы испытуемых из 48 студентов и недавних выпускников школ в возрасте 18–29 лет. Одна группа пользовалась для работы ручкой и бумажным блокнотом, другая — планшетом и пером, третья — смартфоном с экранной клавиатурой. Всем подопытным была прочитан материал с планом работ и занятий на следующие два месяца. Затем каждой из групп было предложено изложить услышанное на бумаге, в приложении на планшете и в календаре на смартфоне, после чего был сделан часовой перерыв для отвлечения от темы.
Интересно отметить, что вопреки мнению об эффективности цифровых технологий владельцы бумажных блокнотов сделали работу на 25 % быстрее остальных. Им потребовалось на это 11 минут, тогда как у пользователей планшетов на это ушло 14 минут, а у владельцев смартфонов — 16 минут. И дело не в навыках, уверены исследователи, поскольку непосредственно на работу с носителями испытуемые тратили примерно одинаковое время.
После часа перерыва всем было предложено ответить на вопросы по изученному материалу. Те, кто пользовались блокнотом и ручкой на простые вопросы отвечали намного лучше, чем пользователи цифровых инструментов. При ответах на более углублённые вопросы разница была не так заметна, однако наблюдение за мозгом испытуемых в камерах МРТ показало, что активность мозга у пользователей «аналоговых» инструментов в областях, связанных с запоминанием, анализом и познанием намного выше, чем у тех, кто записывал информацию только в цифре.
Как считают учёные, письмо на бумаге даёт мозгу больше деталей, которые потом принимают участие в мыслительном процессе. В этом плане работа с цифровой безликая и памяти не за что зацепиться. Это, кстати, можно частично компенсировать, если использовать в цифровых документах подчёркивания, рисунки и другие пометки, но для обучения, всё же, необходимо оставить бумагу и ручку — это главный вывод исследователей. Причём для младших школьников этот эффект может оказаться ещё сильнее. Все, кто хочет учиться или забоится о качестве обучения своих детей, обязательно должны обратить внимание на это исследование.