Интервью с врачом-ортодонтом Марией Викторовной Садыковой

Меня зовут Мария Викторовна Садыкова, я врач-ортодонт. Ко мне приходят как взрослые, так и дети для профилактики, диагностики и лечения неправильного прикуса и положения зубов. Также я занимаюсь протезированием у детей при ранней потере молочных зубов. Приём веду в клинике "Мегадента".

Проблемы с прикусом легче заметить и вылечить именно у ребёнка. В этом случае я только помогаю, направляю рост челюстей в нужном направлении и корректирую положение зубов. Это гораздо проще, чем исправлять прикус взрослому сформировавшемуся человеку.

Кстати, изменения прикуса всегда связаны с изменением осанки, работой мышц и почти всегда с нарушением носового дыхания. Поэтому на помощь мне приходят коллеги — ЛОР, остеопат, невролог, специалист по миофункциональной коррекции. Мы проводим совместные приёмы, устраиваем консилиумы, вместе выбираем подход к проблеме и находим самый лучший способ её решить.

Часто новые пациенты боятся, что лечение принесёт им неудобства и ухудшит качество жизни. Но современные съёмные ортодонтические аппараты и брекет-системы, которые я использую в практике, исключают такие последствия. Сегодня они не только эффективные, но удобные и эстетичные, так что процесс становится комфортным для всех – и взрослых, и детей.

 

U-mama: Мария Викторовна, в каком возрасте рекомендуется посетить врача-ортодонта в первый раз?

М.С.: Впервые стоит показаться ортодонту в возрасте 3-4 лет – это возраст, когда появились все молочные зубы и сформировался молочный прикус. Бывают ситуации, когда уже в таком возрасте необходимо вмешаться. Есть неправильные прикусы, которые мы можем выявить в этом возрасте и сразу начать лечить. И еще при первом посещении можно сделать обзорный снимок.

 

U-mama: А если ребенок не был у ортодонта в 3-4 года, когда его стоит показать этому врачу обязательно, чтобы не пропустить изменения прикуса?

М.С.: Обязательно стоит прийти к ортодонту в возрасте 5-7 лет – это возраст сменного прикуса, когда начинают меняться передние зубки и появляются первые постоянные жевательные. В этом возрасте мы обязательно делаем обзорный снимок, чтобы проверить зачатки всех зубов: есть ли они или какие-то зачатки отсутствуют. И, конечно, смотрим на прикус, потому что он уже начинает формироваться как постоянный. В этом возрасте бывает еще больше показаний к тому, чтобы начать какое-то ортодонтическое лечение, и здесь мы применяем еще, как правило, съемные аппараты.

 

U-mama: Что делать, если ребенок не был у ортодонта до более позднего возраста – скажем, подросткового?

М.С.: Возрастных ограничений по ортодонтическому лечению не существует. Если мы работаем с подростком или взрослым человеком, у которого поменялись все зубы и сформировался прикус, то мы используем, как правило, уже несъемные брекет-системы. И если у детей раннего возраста речь идет об устранении причин неправильного прикуса или неправильного роста зубов, то у взрослых уже идет камуфляж – то есть, создание видимости правильного прикуса и лечение с удалением зубов. На рост челюстей взрослого человека мы уже не можем повлиять, и лучше, конечно, обращаться к ортодонту в более раннем возрасте – детском или подростковом, когда мы еще можем побороться с причиной.

 

U-mama: Верно ли, что неправильный прикус влияет на весь организм?

М.С.: Существует взаимосвязь между прикусом, осанкой, носовым дыханием. Если у нас есть изменения в осанке, то они рано или поздно приведут к изменению прикуса. Если у нас есть изменения в прикусе: либо челюсть больше, чем она должна быть, либо меньше, — то у нас компенсаторно изменяется положение головы, и за этим идет позвоночник, меняется осанка. Если у нас нарушено носовое дыхание, у ребенка приоткрытый рот, то изменяется правильное положение языка — и меняется прикус, а за ним осанка.

 

U-mama: Есть мнение, что ношение брекетов или каких-то съемных систем тоже может влиять на осанку, так ли это?

М.С.: Перед любым лечением с помощью брекет-систем или съемных пластин мы делаем диагностику: цифровые фотографии, слепки зубов и рентгеновские снимки зубов и черепа. И сопоставляя эти данные, мы уже можем видеть изменения в осанке, когда и прикус, и осанка изменились вместе. И даем соответствующие рекомендации.

U-mama: Скажите, исправление прикуса и просто выравнивание зубов – это разные направления работы ортодонта или их можно решать вместе?

М.С.: В ортодонтическом лечении перед нами могут стоять разные задачи. Если это ребенок с молочными зубками, то мы чаще всего предлагаем услугу исправления прикуса с помощью съемных систем. Если это подросток, то и для исправления прикуса, и для выравнивания роста зубов в ход идут, как правило, несъемные системы, которые нам позволяют решить обе эти проблемы.

 

U-mama: Что нужно для того, чтобы врач-ортодонт составил индивидуальный план лечения?

М.С.: При первой встрече это осмотр полости рта и опрос, когда врач задает вопросы по общему состоянию здоровья и выясняет наличие или отсутствие каких-то сопутствующих патологий. После этого делаются рентгеновские снимки, в зависимости от возраста: это снимок плоский, где видно все зубки, либо это объемная компьютерная томограмма для подростка или взрослого. Для ортодонтического планирования очень важен снимок – боковая телерентгенограмма, когда сбоку снимаются не только зубы и челюсти, но и весь череп. И уже по этому снимку мы видим, на каком уровне находится проблема: только на уровне зубов, либо здесь задействованы челюсти, и нужно как-то влиять на их рост. У взрослых по этому снимку мы принимаем решение в том числе об удалении зубов. Кроме снимков делаются слепки – это отпечатки зубов с двух челюстей, по ним отливаются гипсовые модели для расчета ширины челюстей, зубов, роста зубов, их положения и т. д. Также делаются цифровые фотографии лица и зубных рядов. Все это мы загружаем в программу и оцениваем, по этим данным составляем конкретный план лечения.

 

U-mama: Получается, мы влияем на рост челюстей и зубов с помощью специальных устройств, которые есть в арсенале ортодонта. Давайте расскажем о них. Какие сегодня существуют системы?

М.С.: Съемные системы бывают стандартные и индивидуальные, бывают на одну и на две челюсти. Несъемные аппараты также бывают индивидуальными и стандартными, для стимуляции роста, когда нужно, например, расширить верхнюю челюсть. Ну, и в подростковом и более старшем возрасте это несъемные брекет-системы. Все эти системы применяются для разных задач, съемные аппараты мы можем использовать как у детей, так и у взрослых.

 

U-mama: Все эти аппараты устанавливает врач и снимает тоже врач?

М.С.: Показания к ношению разных аппаратов – разные, поэтому, в любом случае, нужна консультация ортодонта и ортодонтическое обследование, чтобы выбрать наиболее подходящий аппарат. Бывают аппараты, которые мы носим не весь день, бывают аппараты круглосуточного ношения, — их подбирает также врач.

 

U-mama: Какие бывают брекет-системы?

М.С.: Брекет-системы бывают наружные (крепятся на внешней поверхности зубов) и внутренние (устанавливаются на внутренней поверхности зубов). Также можно выделить видимые наружные металлические брекеты и эстетические, которые почти сливаются с цветом зуба. По системам – это лигатурные брекеты, когда проволочка крепится к брекетам на зубах с помощью резиночек, либо безлигатурные – это более новое поколение, когда в сам брекет заложен механизм, позволяющий открывать и закрывать замочек и таким образом вставлять дугу и убирать ее. Пациент может прийти, прочитав о брекетах в интернете, и сказать: хочу такую-то систему. Но какая именно система ему показана, можно будет сказать только после обследования и планирования лечения. 

 

U-mama: А как часто придется ходить к ортодонту, если установлены брекеты?

М.С.: Самая большая частота посещений – это раз в месяц, чтобы активировать брекет-систему. Есть более современные системы, которые позволяют посещать ортодонта реже: на первых этапах лечения раз в 1,5-2 месяца, на завершающем этапе, когда идет более детальная работа, – это все-таки раз в месяц.

 

U-mama: И как долго нужно носить брекеты?

М.С.: Это зависит от нашей задачи и от ситуации в полости рта. У ребенка или подростка перемещение зубов происходит быстрее, чем у взрослого. У подростка стоит ориентироваться на срок около полутора лет, у взрослого – все-таки два года, но многое зависит от конкретной ситуации. Если с ребенком в более раннем возрасте велись работы по исправлению прикуса, то лечение при помощи брекет-систем проходит легче и быстрее. Если же нет, то возможны разные варианты – с удалением зубов или без него, но стоит настраиваться на более длительную продолжительность лечения.

 

U-mama: Видимо, во время ношения брекетов за полостью рта нужен особый уход?

М.С.: Немного увеличивается объем домашней гигиены. В помощь к зубной щетке и пасте добавляются ершики для прочищения за дугой брекетов и специальные зубные нити. Также приветствуются ирригаторы – это аппараты, которые подают струю воды под давлением, чтобы дочистить зубы и промассажировать десну. Конечно, родителям нужно помогать детям чистить зубки и в случае с маленькими детьми делать это за них. Но ребенку 7-8 лет уже вполне по силам научиться пользоваться ершиком.

 

U-mama: А портят ли брекеты эмаль?

М.С.: При правильном уходе, при хорошей домашней гигиене брекеты никак не влияют на эмаль зубов. Но очень важно уделить внимание гигиене – именно прочищению зубов.

 

U-mama: Как часто нужна профессиональная гигиена зубов при ношении брекетов?

М.С.: Ребенок посещает ортодонта раз в 1-1,5 месяца, во время этих встреч ортодонт оценивает качество домашней гигиены и, в зависимости от качества домашней гигиены, профессиональная процедура проводится от одного раза в три месяца до одного раза в полгода, как и в общем случае.

 

U-mama: Что такое съемные пластины, и как долго их носят?

М.С.: Съемные аппараты применяются в разных ситуациях, это могут быть банальные профилактические протезы – например, если молочные зубки поразил кариес, и их пришлось убирать из полости рта раньше, чем начали расти постоянные зубы. Тогда такой аппарат носится до прорезывания постоянных зубов. Ортодонту нужно показываться раз в три месяца, чтобы он корректировал аппарат и следил за прорезыванием зубов. Бывают лечебные аппараты, например, для расширения верхнего зубного ряда. В среднем, продолжительность ношения таких аппаратов около года.

 

U-mama: Что такое капа?

М.С.: Капа – это тоже съемный аппарат на одну челюсть. Они бывают разного назначения, применяются для лечения или удержания ортодонтического результата.

 

U-mama: А что такое ретейнеры?

М.С.: Ретейнеры – это удерживающая конструкция, которая ставится после завершения ортодонтического лечения с помощью брекет-систем. После лечения зубы могут стремиться занять свое прежнее положение, и ретейнеры не позволяют им сделать это. Это тоненькая проволока, которая крепится к внутренней поверхности шести передних зубов верхнего и нижнего ряда на пломбировочный материал и дискомфорта не доставляет. Существуют также съемные ретейнеры — пластинки в дополнение к несъемным. В зависимости от того, в каком возрасте было проведено лечение, у взрослых рекомендуют пожизненное ношение несъемных ретейнеров, у подростков – до 18 лет, когда завершается формирование скелета. Доктор, который наблюдает подростка, может сказать, когда ретейнеры могут быть сняты.

 

U-mama: А есть ли какие-то устройства, которые помогают отучить ребенка сосать пальчик или соску?

М.С.: Если ребенок сосет соску дольше полутора лет, то идет влияние на формирование челюстей. То же самое с сосанием пальца. Между зубками вставляется чужеродный предмет, и челюсти будут расти так, чтобы этот предмет было удобно зубками обхватывать. Важно в каком возрасте ребенок сосет палец или соску и как долго он это делает. Если палец или соска за сутки находятся во рту больше 5-6 часов, то мы можем ожидать того, что прикус у нас изменится. В зависимости от возраста это могут быть съемные стандартные аппараты, так называемые вестибулярные пластинки, которые заменяют пустышку. В более старшем возрасте это могут быть ортодонтические  трейнеры, которые надеваются на обе челюсти и задают языку и другим мышцам правильное положение, также палец в рот вложить уже нельзя. Есть конструкция, которая надевается на пальчик. Многое здесь зависит от настойчивости и внимательности родителей, от устранения стресса, из-за которого ребенок сосет пальчик. Возможно, понадобится консультация психолога.

 

U-mama: Расскажите о неправильных прикусах: что такое дистальный, мезиальный и открытый прикусы?

М.С.: Дистальным называется прикус, когда нижняя челюсть сдвинута назад от верхней и между ними образуется промежуток. В этот промежуток у детей может попадать нижняя губа или палец. Обратный вариант, когда нижняя челюсть выдвигается вперед относительно верхней и опережает ее в росте, называется мезиальным прикусом. Открытым называется прикус, когда при смыкании боковых зубов между передними образуется вертикальный промежуток, это бывает, в том числе, при наличии таких вредных привычек, как сосание пальца.

 

U-mama: Как вообще избежать развития аномального прикуса у ребёнка?

М.С.: Важно показаться ортодонту в возрасте 3-4 лет, чтобы оценить, как сформировался молочный прикус. Исходя из этого, возможно, будут рекомендованы стандартные съемные аппараты для отучения от вредных привычек, для нормализации работы мышц, чтобы научить мышцы работать правильно, и чтобы впоследствии рост челюстей шел нормально.

U-mama: А что делать, если у ребенка не вырастает какой-то зубик?

М.С.: Бывает, что в полости рта не появляется зуб, хотя симметричный зуб с другой стороны или на другой челюсти уже вырос. Тому могут быть причины, и ими должен заняться стоматолог. Как правило, делается рентгеновский снимок, на котором видны зачатки зубов, если они есть. Если зачатки есть, но не прорезаются из-за какого-то препятствия, то препятствие нужно устранить. Это могут быть какие-то сверхкомплектные зубы или дефицит места.

 

U-mama: Что можно сказать о зубах мудрости? Не вредят ли они прикусу?

М.С.: Сейчас есть такая тенденция, что зубы мудрости у деток не закладываются вообще. А у кого-то они все-таки заложены, и в 99% случаев заложены неправильно: у них изменен наклон, положение зачатка, и они приносят вред для прикуса, в том числе у взрослых пациентов. Поэтому мы предлагаем в подростковом возрасте удаление зачатков зубов мудрости. По показаниям, начиная с 15-16 лет их уже можно удалять. Процедура не болезненная, самое неприятное – это постановка анестезии. Удалить зачаток зуба мудрости проще, чем сам выросший зуб с большим корнем.

Вопросы с форума:

Добрый день! У ребенка 8 лет на месте выпавшего молочного верхнего переднего зуба растет зуб острый, похожий на клык и широкий, как жевательный. Когда стоит обратиться к врачу для коррекции и что можно сделать?

М.С.: К врачу стоит обратиться сейчас. Мы сделаем снимок, поймем, комплектный или сверхкомплектный это зуб и узнаем, что вообще происходит в полости рта.

 

Добрый день! Сыну 12 лет, до сих пор не выпало большое количество молочных зубов. Это повод для беспокойства? Нужно ли идти с этим к стоматологу на консультацию?

М.С.: 12 лет – это третий возраст, когда нужно показаться ортодонту. Производится осмотр, делается компьютерная томограмма, оценивается наличие зачатков зубов, их положение. И может быть так, что прорезывание и смена зубов еще впереди. Сейчас считается, что нет какого-то конкретного возраста для прорезывания зубов. Бывает, что в 8 лет поменялось только два зуба, а бывает, что все. И нужно смотреть конкретный случай, чтобы понимать, норма это для конкретного ребенка или нет.

 

Ребенку 10 лет, один зуб вырос неровно. До какого возраста не поздно обратиться к врачу для исправления? Какие методы исправления существуют на данный момент? Насколько болезненна процедура?

М.С.: Обратиться для консультации лучше сейчас, и доктор скажет, нужно ли что-то делать в данном возрасте или этот вопрос будет отложен на будущее, подберет метод исправления. По поводу болезненности можно сказать, что сама установка брекетов или пластины – это абсолютно безболезненная процедура, брекеты прикрепляются с помощью специального материала к зубам. Изменения в ощущениях начинаются через несколько часов, когда зубки начинают перемещаться. У кого-то ощущения могут вовсе отсутствовать, у кого-то ощущения будут довольно интенсивными, но это не столько болезненные, сколько тянущие, ноющие ощущения. При привыкании организма к установленной системе они проходят.

 

С какого возраста ставят брекет-системы?

М.С.: В зависимости от ситуации это может быть частичная либо полная брекет-система, и здесь, опять же, все индивидуально по показаниям. Установка возможна и в более раннем возрасте, когда поменялись 4 резца, но, как правило, полная брекет-система ставится после 12 лет.

 

Старшая дочь унаследовала от меня неправильный (дистальный) прикус. Есть ли возможность избежать этого с младшей? Ей 4 года.

М.С.: 4 года – это первый возраст, когда нужно показаться ортодонту. И если есть изменения прикуса, требующие начала ортодонтического лечения, то будет подобран какой-то аппарат и начато лечение, чтобы повлиять именно на рост нижней челюсти.

 

Что Вы скажете о подрезании уздечки верхней губы у младенцев? Практикуется ли такое сейчас и в каких случаях?

М.С.: И уздечка языка, и уздечка верхней губы имеют свое ортодонтическое значение. Короткая уздечка языка удерживает язык внизу, что способствует либо чрезмерному росту нижней челюсти, либо, наоборот, удержанию ее от роста. Уздечка верхней губы влияет на положение передних зубов и на расстояние между ними – как у молочных, так и у постоянных зубов.

 

У нас в апреле выпали передние зубы, один вырос, а второй никак не растет, что делать? Девочке 7 лет.

М.С.: Как правило, делаются рентгеновские снимочки, смотрим наличие зачатков и возможных препятствий для роста зуба. Есть правила симметричности и парности прорезывания зубов. То есть, на одной челюсти у нас должны появляться аналогичные зубки в одно время. И повлиять на рост недостающего зуба можно, только устранив препятствие.

 

У дочки 4 г 8 месяцев удалили после травмы центральный верхний зуб. Стоит ли нам идти к ортодонту или оставить всё как есть, дождаться прорезывания постоянного зуба?

М.С.: Как правило, показаться ортодонту все же нужно. Кроме ортодонта ребенка смотрят другие врачи, делается снимок, чтобы оценить последствия травмы. Если было падение или удар, то на зачатке это тоже может отразиться, может измениться положение зачатка.

 

Дочери 7 лет, зубы пока даже не шатаются. Ходим раз в год к стоматологу, сказали — то ли молочный прикус, то ли как-то так. Первый зуб вылез в год, и потом остальные постепенно. Зубы стоят плотно и направлены внутрь. Вопрос: ждать смены зубов или уже ставить пластину?

М.С.: Ортодонту в этом возрасте лучше показаться. Делается обзорный снимок, смотрим наличие зачатков зубов, и если будут показания к вмешательству, то можно будет начинать ортодонтическое лечение.

 

Дочери 7 лет недоразвита нижняя челюсть, когда это надо править? И на верхней челюсти щель между зубами из-за уздечки, сейчас передние зубы поменялись, а двойки шатаются. Когда с этим вопросом обращаться к ортодонту?

М.С.: Обратиться стоит сейчас для консультации, чтобы понять план дальнейших действий и оптимальным образом начать решать эти проблемы.

 

Младший сын, 4 года, недоразвита верхняя челюсть и носовая кость, когда можно начинать исправлять?

М.С.: Здесь тоже возраст первой консультации, лучше обратиться к ортодонту и при необходимости уже начать лечение.

 

Дочь сосет палец, ей уже почти 6 лет. Сосет во сне, как она говорит, успокаивает себя вместо соски. Из- за этого нижняя челюсть выдвинута вперед. Носили пластинку, но она ее вытаскивает во сне. И никак ее отрегулировать не могли, перестали носить. Кто как говорит: что при смене молочных зубов все нормализуется, кто говорит, что необходима пластинка. Сейчас она совсем мало сосет 5 минут перед тем, как уснуть. Может уснуть и без пальца, понимаем, что это чисто психологический аспект и пытаемся отучаться сосать палец.

М.С.: Нужно посмотреть, что на данный момент с прикусом, потому что сосание пальца почти прошло, а изменения в прикусе если были, то могли еще и ухудшиться. И, возможно, стоит рассмотреть вариант какой-то пластинки, которая будет носиться в течение дня под контролем родителей.

 

Добрый день! У ребенка (4,5 года) перекрестный прикус и ассимметрия лица. Может быть, что из-за этого у нас часто открыт рот, гипертрофированы миндалины, а в носу аденоиды? Ортодонт в больнице по месту жительства сказала, что надо подпилить клыки (пилили уже несколько раз), но ребенок конечно же не сидит и нас отправляют восвояси. При этом говорят, что исправлять надо как можно раньше. Прошло уже 1.5 года. Надо ли вообще эти клыки пилить? А еще у нас уздечка короткая. Надо ли ее подрезать и где?

М.С.: Не указано, какая это уздечка – языка или верхней/нижней губы, сложно ответить. Перекрестный прикус исправляется помимо прошлифовывания клыков специальными ортодонтическими аппаратами. Чтобы понимать, нужно прошлифовывание или нет, доктор должен увидеть ребенка и постараться подобрать аппарат, чтобы в максимально короткие сроки начать лечение. Пока ребенок маленький, ассиметрия на лице не слишком заметна, но чем старше он будет становиться, тем это будет заметнее.

 

У дочери (6 лет) ещё в 4,5 — 5 лет поменялись все передние зубы на верхней и нижней челюстях. Сейчас между верхними зубами большие промежутки. Можно это как-то скорректировать? Когда нужно обращаться к ортодонту? В прошлом году нам сказали, что ещё рано.

М.С.: Необходимо в этом возрасте сделать обзорный снимок, чтобы оценить количество зачатков и их расположение. Возможно, промежутки между зубами связаны с ближайшим прорезыванием клыков, тогда это никак не нужно будет корректировать.

 

Добрый день, можно ли во время лактации поставить брекеты? Насколько сильно гормональный фон повлияет на скорость движения зубов?

М.С.: Поставить брекеты можно. Как правило, во время беременности и кормления грудью скорость перемещения зубов немного выше, чем обычно.

 

Источник

Tags

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть