Интервью с автором программы развития малышей Хаит Валентиной Борисовной

Досье: Хаит Валентина Борисовна — автор программы музыкально-двигательного развития детей с 6 месяцев до 1 года "Растем играючи". Преподаватель высшей категории. Образование — высшее педагогическое и музыкальное (музыкально-педагогическое училище и Уральская государственная консерватория им.Мусоргского). В настоящее время ведет авторскую программу "Растем играючи" в "Мамином клубе". Среди учеников — учителя музыки, музыкальные работники детских садов, руководители театральных студий, преподаватели, занимающиеся музыкальным воспитанием детей разного возраста, 4 кандидата педагогических наук.

U-mama: Валентина Борисовна, расскажите, почему музыкальные занятия для малышей первого года жизни – важны и полезны? Ведь, казалось бы, это совсем маленькие детки, которым сложно что-то объяснить.

В.Б.: Эти детки отлично все понимают, порой даже лучше нас с вами! А музыка, движение, игра и музыкальная сказка – это именно те способы воздействия, которые замечательно сочетаются друг с другом и развивают маленького ребенка. Наши занятия нацелены на развитие интеллекта, и чтобы достичь этой цели в таком маленьком возрасте, мы занимаемся двигательной активностью: развиваем моторику, координацию движений, разнообразные тактильные ощущения. Таким образом мы стимулируем установление новых взаимосвязей нейронов в коре головного мозга, которые отвечают за все дальнейшее развитие интеллекта ребенка.

U-mama: Получается, что различные движения под музыку в этом возрасте – один из самых доступных способов развивать ребенка?

В.Б.: Да, при этом речь идет не только о двигательной активности. Происходит еще и развитие чувства ритма, эмоциональной отзывчивости, когда ребенок вместе с мамой выполняет танцевальные движения и ритмические шаги под музыку разного характера. Чувство ритма – очень важно для всей нашей жизни, ведь ритм – это также форма и структура проведения занятия, режим дня, смена времен года, даже смена этапов жизни.

U-mama: Итак, во время занятия вы переключаете малышей с одного дела на другое? Расскажите, как это происходит?

В.Б.: Конечно! Если бы не было переключения видов деятельности, ребенок бы быстро уставал. Поэтому мы все время заняты и увлечены, не теряем ни минуты! И дети с охотой идут на это, потому что им интересно. Наше занятие состоит из трех этапов: на первом этапе мы делаем до 10 игровых упражнений. На втором этапе разучиваем танцевальные движения – это 3-4 танца. Так на первых двух этапах занятия мы оснащаем ребенка самыми разными видами движений, которые он в будущем в любой ситуации может сопоставить с музыкой подобного характера. Вот птичка машет крылышками, вот зайчик хлопает в ладоши… Ребенка учат через игру, через музыку, мама помогает ему правильно выполнять движения. Слова песенки помогают придать смысл движениям. И третьим этапом идет музыкальная сказка. Перед глазами ребенка разворачивается сказочное действие, мы привлекаем его внимание с помощью красивых игрушек и с помощью песенок (каждая песенка длится не более минуты, чтобы ребенок не уставал). Особенно в музыкальной сказке мы стимулируем мыслительную деятельность ребенка: ведь освоенные нами ранее движения здесь могут быть реализованы как самовыражение ребенка! Ребенок себя позволяет в новой музыке, в новой ситуации. Он узнает окружающий мир, открывает свои возможности и очень этому рад!

U-mama: Музыка вызывает эмоциональный отклик у ребенка, и он получает способ выражать свои чувства в знакомых движениях?

В.Б.: И в движениях, и в пении! Даже самые маленькие детки, когда слышат музыку и пение, когда с ними на языке музыки разговаривает красивая игрушка: «А я лисонька-лисааа! Правда очень хорошааа!..» — они начинают подпевать, тянуть звук вслед за Лисонькой, кто-то пританцовывает, кто-то раскачивается из стороны в сторону – это и есть их самовыражение. Ребенок знает, что он может вложить свою душу в музыку вот так. И он становится активным участником этого действия, наслаждается мгновением. Некоторые дети выказывают свой характер, хотят еще, требуют продолжения и сопротивляются, когда песенка заканчивается.

U-mama: Скажите, важно ли в этом возрасте, чтобы занятия были систематическими?

В.Б.: Вы задали хороший вопрос. Систематические занятия важны, чтобы ребенок научился разным движениям, освободил свои ручки, ножки, выработал полезные двигательные навыки. Наши упражнения и танцы устроены так, что ребенок может повторить «пройденный материал» на новом занятии. Дети отлично все воспринимают и запоминают, движения становится для них даже своего рода языком общения. Расскажу один случай: недавно в нашем Центре проводился «Заплыв в ползунках», и мой бывший ученик увидел меня в бассейне. Ему уже почти два годика, он давно закончил мой курс, но он увидел меня – в бассейне – и сначала очень удивился: «Почему, как? Ведь Валентина Борисовна всегда была в другом зале!» Но тут же начал мне показывать и «фонарики», и «птичка крылышками машет» — все-все показал, «поговорил» со мной, объяснил, что он все помнит и любит!..

U-mama: Как же это здорово, когда музыка и занятия дают малышам радостное впечатление! А скажите, почему вы занимаетесь с такими маленькими крохами – до года?

В.Б.: Мой курс «Растем играючи» создан для малышей от 6 месяцев до 1 года, но у нас были детки и помладше – один ученик пришел в 4,5 месяца. Я называю этот период — «вынужденная усидчивость». Плюс к этому дети настолько восприимчивы в этом возрасте! Если ребенку предлагать что-то интересное, разнообразное – это будет неоценимый вклад в его развитие! Вокруг малыша все время должно что-то происходить, это золотое время – и нужно вкладывать в ребенка, пробуждать интерес к познанию и подводить его к тому, что все это – большое удовольствие. Конечно, важно, чтобы это было интересно и маме, тогда эффект только усиливается! И ценно, если мама хвалит малыша за достижения, поощряет, целует его, радуется за него. В нашей культуре не принято активно выражать радость за ребенка, а это было бы так полезно… Когда я наблюдала, как проходят занятия с малышами в детском центре в Риме, – это же была совершенно другая картина! Там ребенка называют не иначе как «аморе», любовь, мамочки без конца целуют детей и радуются за них… Чем больше радости в мире ребенка, тем ее больше и вокруг.

U-mama: Да, это сильная педагогическая идея – что учение должно подкрепляться удовольствием, тогда оно приносит плоды.

В.Б.: Совершенно верно, но здесь все-таки нужно фокусироваться и на самом учении. Скажем, важно различать аниматора и педагога. Нередко занятия с малышами сводятся просто к развлечению детей. Это тоже важно, это вовлекает ребенка в познание окружающего мира. Но хороший педагог знает много секретов и делится ими, он целенаправленно развивает ребенка: видит его положение вначале, знает, как повести вперед, видит результат. Объясняет, как сделать движения, чтобы было и удовольствие, и польза. Так ребенок становится более смелым, он раскрывается, развивается.

U-mama: Расскажите, как выбрать педагога для маленького ребенка?

В.Б.: Это важный вопрос. Сегодня мамочки стали грамотными и интересующимися. Если мамы ведут ребенка, скажем, на шахматы, они хотят, чтобы наставником был какой-нибудь чемпион. Если отдают ребенка в спорт – то тоже ориентируются на достижения тренера. С самыми маленькими детьми тоже важно, чтобы педагог был образованным и увлеченным человеком, который накопил профессиональный и жизненный опыт, интересуется открытиями и находками в своей сфере, перенимает наработки передовых специалистов. Вот и в наших занятиях используется опыт многих выдающихся педагогов, врачей, ученых, мы берем самое лучшее, что есть в практиках развития детей.  И каждое занятие продумано так, чтобы извлечь максимальную пользу для ребенка. Поэтому важен выбор педагога, который сможет много дать маленькому ребенку.

U-mama: А как вы выбираете музыку, игрушки, на что ориентируетесь, когда оформляете пространство зала? У вас здесь так волшебно, зал оформлен, простыми, но прямо скажем, изысканными игрушками и украшениями.

В.Б.: А потому что это тоже очень-очень важно. Все должно быть выполнено на достойном художественном уровне – ведь это воспитывает вкус. Мы используем лучший музыкальный материал, который может развивать художественный вкус, и это разнообразный материал. Музыка – и классическая, и народная, и современная. И все это подается ровно такими порциями, которые ребенок способен усвоить, и обязательно сопровождается игрой и общением. У нас собраны самые разные шумовые инструменты, на которых могут играть даже маленькие дети. За годы работы отобраны лучшие песенки, которые помогают ребенку включиться в игру и выполнять движения. Вот звучит песенка о том, как прыгает воробышек, — и ребенок, услышав ее, запрыгает! Игрушки тоже должны быть очень качественными, красивыми и интересными. Например, малыш может взять в ручки вот такой полупрозрачный мячик, внутри которого – ах! – порхают бабочки. Или, скажем, с нашими малышами общается красавица Киса Василиса. Мы проводили конкурс: «Чей хвост лучше?» — и Киса Василиса с ее шикарным хвостиком победила. Малыша не обманешь, он может выбирать лучшее – выставляет указательный пальчик из кулачка и показывает. Или вот знаменитый Кротик, которого мне привезли из Праги, и мы сразу сочинили музыкальную сказку про Крота и зонтик. А зал мы оформляем по-разному. У нас отмечается пять праздников — самых разных по сценарию, с новой музыкальной сказкой, не повторяющихся год от года.В сентябре у нас прошел «День осени». А сейчас вы видите эти розовые перышки, птичек и бусинки на ниточках, —  у нас прошел «День синички» (музыкальная сказка «Волшебное перышко») – мы отмечали прилет зимних птиц, с потолка летели нежные перышки, малыши трогали их… Затем мы будем праздновать Новый год, после, конечно же, 8 Марта, мамин день, и День защиты детей.

U-mama: Сколько деток должно быть на занятии, чтобы всем было комфортно и не скучно?

В.Б.: Для самых маленьких мы пришли к формату 5 человек. Отличное число – каждый ребенок и на виду, и в то же время в обществе. Это хорошее начало для социализации ребенка. При такой численности работа ведется и с ребенком, и с мамой почти индивидуально, дети могут общаться, у них складываются свои симпатии… Вообще, хочу сказать, очень ценно, что «Мамин клуб» — это медицинское учреждение, здесь работают профессионалы, увлеченные и знающие, которые занимаются целенаправленно маленькими детьми.

U-mama: Спасибо вам, Валентина Борисовна! Так приятно попасть в атмосферу увлеченности, музыкального праздника, волшебства – это просто поразительно и заразительно!

В.Б.: Да, я могла бы вам часами рассказывать о своей работе, я очень люблю свое дело! Приводите своих малышей на музыкально-двигательные занятия, пусть они развиваются и радуются новым открытиям!

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть