Инклюзия в штрихах: как в Японии прививают «жизненную силу» и устраняют барьеры

В Японии, в отличие от России, специальное образование «мирно сосуществует» с инклюзивным образованием. Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с переосмыслением медицинской модели инвалидности: причина инвалидности находится не в заболевании, а в существующих в обществе барьерах, стереотипах и предсрассудках. Процесс включения детей с инвалидностью в образование, как и в жизнь общества в целом. ведется в стране по двум направлениям: устранение «средовых» барьеров и устранение «отношенческих» барьеров.

В зависимости от заболевания дети Японии обучаются в специальных школах или в специальных классах в рамках обычных школ, либо проходят факультативное обучение в общем потоке, посещая ресурсные комнаты (специальное образование). Или учатся постоянно в обычных классах со здоровыми детьми (инклюзивное образование).

«Жизненная сила»

В 70-е годы двадцатого века в стране были выдвинуты такие лозунги, как «Не детей адаптировать к школе, а школу к детям» и «Обучение детей должно быть не специальным, а общим, направленным на всестороннее развитие ребенка».

В 2002 году в Японии началась реализация новой программы в системе образования, ставившая целью усилиями педагогов вырабатывать у детей–инвалидов «жизненную силу», социальную и трудовую самостоятельность. Развивая жизненную силу, педагоги создают для детей-инвалидов такие же условия, как и для обычных детей, что дает в дальнейшем детям с особенностями развития возможность жить, как обычные люди. Многие учебники для детей-инвалидов составлены с прагматичным подходом. Например, занятия математикой учат простейшему счету и обращению с деньгами, занятия родным языком — запоминать имена и названия предметов, произносить приветствия. Отдельное внимание уделяется обучению умения принимать самостоятельные решения. 

Дошкольное образование 

На этой ступени образования начинается вовлеченность детей с ОВЗ в социум. Самых маленьких учат быть внимательными по отношению к инвалидам, оказывать помощь. Это происходит естественным путём в процессе совместных игр, праздников, в процессе совместного воспитания особых и нормотипичных детей в дошкольных образовательных учреждениях. 

Право выбора, в каком дошкольном учреждении (специализированном или обычном) будет обучаться ребенок-инвалид, принадлежит родителям. В большинстве случаев родители предпочитают обычные условия в обычных детских садах. Вся инфраструктура в стране построена так, что человек с ограниченными возможностями не испытывает затруднений в передвижении и общении. Например, для ориентации незрячих людей на тротуаре его середина может быть вымощена специальной рифленой плиткой, во многих местах установлены таблички со шрифтом Брайля. 

Безбарьерная среда 

Государство ввело налоговые льготы для компаний, организующих безбарьерную среду. Кроме того, законом учреждены контролирующие органы по созданию в каждом городе единой безбарьерной среды в социально значимых объектах: школах, больницах, вузах, общественном транспорте, зданиях общественного назначения. К настоящему моменту в стране созданы условия, позволяющие людям с ОВЗ и инвалидностью вести мобильный и социально активный образ жизни.

Начальная и средняя школа

Здесь обучаются дети, имеющие небольшие отклонения в развитии. Дети с инвалидностью могут получить консультацию специалиста в так называемой «ресурсной комнате» (как правило, это дети с аутизмом, различными расстройствами слуха, речи и зрения, эмоциональными нарушениями). Для некоторых предусмотрены тьюторы, оказывающие идивидуальную помощь. Для детей разрабатываются индивидуальные учебные планы, учитывающие анамнез, результаты психологического и социального тестирования, создается благоприятный микроклимат в классе. 

Конечно, при наполняемости классов 40 человек, из которыз 33 ребенка имеют те или иные отклонения в развитии, на плечи педагога ложится чрезвычайная нагрузка. Правда, в отдельных регионах страны органы местного самоуправления стали принимать меры по разукрупнению начальных классов, в некоторых наполняемость уже снизилась до 25 человек.

Работа с особыми детьми требует дополнительных навыков коммуникации, изучения психологии, медицинской помощи, поэтому учителя японских школ проходят специальную подготовку. Задача их работы — так воспитать обычных и особенных детей, чтобы в дальнейшем они могли понимать друг друга, работать вместе, полноценно жить в одном обществе.

Вузы

Вузы как социально значимые объекты также оборудованы в соответствии с законодательством: наличие пандусов, специальных туалетов, направляющих дорожек и указателей, специальные информационные панели с использованием шрифта Брайля, звуковые сигналы — все это норма для учебных заведений Японии. В случае, если техническое оснащение безбарьерной среды вуза не соответствует требованиям и не подлежит перепланировке, для предотвращения дискриминации студентов с ОВЗ разрабатываются специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации в учреждении. Таким учебным заведениям предписывается создание индивидуальных условий для обучения студентов с ОВЗ. Интересно, что создание индивидуальных условий подразумевает создание той среды, в которой могут одновременно обучаться как студенты-инвалиды, так и обычные студенты. Так же не приветствуется политика двойных стандартов при выставления оценок.

В сфере высшего образования существуют центры помощи студентам с инвалидностью. Они оказывают поддержку студентам на вступительных экзаменах, осуществляя патронаж во время учебного процесса. Как правило, это сотрудники вуза, общественные и медицинские организации, а также волонтеры. В некоторых вузах созданы группы поддержки студентов с инвалидностью, проводятся специальные обучающие курсы. Окончившие курсы получают сертификат и включаются в работу групп подержки. Эта работа оплачивается вузом, контролируется педагогами и реабилитационными центрами для студентов с ОВЗ, существующими при вузах.

По окончании обучения у студентов с инвалидностью есть вполне реальные возможности найти работу. Существуют льготы для компаний, предоставляющих рабочие места для данной категории.

С целью улучшения профессиональных навыков лиц с ОВЗ и инвалидностью  в 1972 году в Японии было основано движение  «Абилимпикс». На сегодняшний день в нем принимают участие 46 стран мира.

Социум

Япония — страна с глубокими историческими традициями дискриминации инвалидов, поэтому работа по устранению «отношенческих» барьеров очень важна. Существуют трехгодичные планы по повышению уровня  трудоустройства лиц с инвалидностью, разработанные вузами. Например, согласно плану, людей с инвалидностью трудоустраивали в «Группу поддержания учебной среды», в которой работают обычные преподаватели и студенты вуза. Работа группы заключается в поддержании чистоты на территории учебного заведения, уходе за газонами. Таким образом, через совместную работу у преподавателей и студентов повышается понимание безбарьерной среды, а сам проект способствует дальнейшему развитию инклюзивного общества.

Отношение к инвалидам в Японии особенное — обращать внимание на особенности и проявлять жалость не принято, так как люди с инвалидностью являются полноценными членами общества. Но уже с раннего возраста детей приучают ненавязчиво и корректно помогать одногруппникам или одноколассникам с особенностями здоровья.

О том, как живут дети с инвалидностью, японскими кинематографистами снято много фильмов, основанных на реальных историях. Один из них — дорама «Один литр слез» рассказывает о судьбе школьницы Аи Кито.  Картина, снятая на основе дневника Аи, стала культовым фильмом и ориентиром для жизни многих людей не только с особенностями здоровья.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть