Информационно-образовательные технологии в 2019 году. Попытка прогноза
Прогнозы — вещь неблагодарная. Но есть тенденции. Есть анализ того, что есть. Когда мы приближаемся к концу еще одного года, нас всегда интересует, что же будет дальше, какие технологические направления будут развиваться в будущем году. Давайте рассмотрим некоторые перспективные технологические тенденции, которые, как ожидается, могут серьёзно повлиять на обучение и работу учителей в предстоящем году.
1. Программирование и робототехника будут развиваться
С ростом популярности движения инженерного конструирования и робототехники будет развиваться программирование. На самом деле, робототехника и программирование взаимосвязаны, если конструкторы роботов выступают не как игрушки, а как платформа для творчества учащихся.
Практика показывает, что робототехнике подвластны обучаемые всех возрастов, даже даже дошкольники. Интеграция информационных технологий с предметными областями будет продолжаться. А это будет способствовать новому уровню цифровой грамотности учителей и учеников.
2. Информационно-игровые технологии и дальше будут внедряться в учебный процесс
Принципы игровых технологий в образовании будут способствовать взаимодействию представителей практической педагогики с представителями так называемого направления геймификации в образовании. Это способствует всё большему распространению интерактивных досок и планшетов, ноутбуков в школе, для которых они становятся обыденным делом.
Одна из причин, почему геймификация находит почву в образовательном пространстве, — это повышение уровня интерактивности учеников, их вовлечения в образовательный процесс. Укрепляется постоянная обратная связь с содержанием обучения, А этот в конечном счёте способствует повышению его качества.
3. Усиление сетевого взаимодействия участников образовательного процесса
Социальные сети, профессиональные онлайн сообщества являются результатом развития современных цифровых технологий. Общение в сети способствует индивидуальному интеллектуальному росту учеников и профессиональному росту учителей .
Основное внимание в дальнейшем будет уделяться использованию таких инструментов, которые работают на разных платформах и с помощью облачных технологий. Разработчики сосредоточат внимание на упрощении управления данными и в то же время уделят внимание усилению безопасности онлайн технологий.
4. Индивидуальное обучение продолжит развиваться
Самая большая привлекательность персонализированного обучения заключается в том, что оно предусматривает, прежде всего, обучение лицом к лицу. Информационные технологии в этом направлении будут развиваться с учётом выбора стиля обучения для каждого ученика. Преподаватели получат новые инструменты для адаптации своей деятельности к индивидуальным особенностям и запросам каждого обучаемого.
Новые технологии будут способствовать активизации учеников, предоставляя им возможность выбора как способов обучения, так и содержания.
5. Дополненная и виртуальная реальность все больше становится обыденностью
Дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR) уже заняли своё место в образовательном пространстве. Инструменты виртуальной реальности позволяют ученикам плавать с дельфинами, посещать космическое пространство, ходить по музеям, путешествовать по странам, не выходя из класса. В будущем ожидается значительное увеличение подобных разработок.
6 Развитие искусственного интеллекта и компьютерного обучения
Это направление не является новым, и за последний год мы замечаем усиленное внимание к нему. Появляются разработки, предназначенные для улучшения образования, и поэтому эта технология будет продолжать дополнять работу учителей.
Компьютерное обучение является важной частью концепции искусственного интеллекта. Компьютерное обучение будетразвиваться, и это, в конечном счёте, будет способствовать улучшению образования. Искусственный интеллект сможет отслеживать пробелы ученика в обучении и поможет ликвидировать их. Существовавшие десятки лет назад образовательные технологии программирования, модульного обучения и др. обретают новое дыхание. Разработаны программно-методические комплексы, онлайн платформы для программированного обучения. Причём многие из них учитель может успешно использовать в классе.
Безусловно, сфера образования ещё далека от совершенства. И, может быть, хорошо, что она во многом консервативна. Однако мы достигли такой «точки невозврата», где информационно-образовательные (цифровые) технологии больше не роскошь, и их интеграция в образовательное пространство является той самой нормой, чтобы обеспечить целостное образование учащихся.