Языковая догадка и способы ее развития
Как часто ученики жаловались вам, что пытаясь читать или смотреть что-то (с субтитрами), они быстро бросали эту затею из-за большего количества незнакомых слов? Ведь заглянуть в словарь разок-другой не сложно. Но когда новых слов много, то чтение превращается в постоянное обращение к словарю, и тогда сам смысл чтения теряется. Знакомо? Помимо того, что уровень книги мог быть подобран некорректно, ученики могли постоянно обращаться к словарю даже не пытаясь понять слово по смыслу.
Сегодня расскажем о важном навыке в изучении иностранных языков (и не только) — языковой догадке!
Что это?
Языковая догадка — это умение определять значение слова по контексту, о чем свидетельствует английский эквивалент понятия “contextual guessing”. Полагаясь на контекст, другие известные слова, на подсказки в тексте (contextual clues) возможно угадать значение незнакомого слова или выражения.
Различают контекстуальную и восстановительную языковые догадки. Первая помогает узнавать незнакомые слова, вторая — нерасслышанные или которые сложно прочесть (например, слова собеседника по телефону, когда плохая связь, или наполовину стертое слово). В нашей статье речь пойдет о контекстуальной языковой догадке, хотя достаточное развитие последней постепенно поможет учащимся также и с восстановительной.
Зачем это нужно?
Что даст этот навык учащимся? В первую очередь, самым важным выигрышем от умения угадывать слова по контексту будет экономия времени и удовольствие от процесса чтения (или слушания/просмотра). Умение понимать новые слова и выражения по контексту позволит не заглядывать в словарь постоянно, забывая о чем было начало абзаца.
Кроме того, слова выученные таким образом лучше запоминаются (будь то активная или пассивная лексика). Поэтому процесс пополнения словарного запаса будет происходить значительно быстрее и естественнее, чем путем заучивания словарных списков.
Развитие данного навыка — неотъемлемая часть успешной подготовки к любому языковому экзамену. Даже если экзамен соответствует уровню знаний ученика, в заданиях на чтение, аудирование и даже говорение обязательно встретятся незнакомые слова более высокого уровня. Сделано это как раз для того, чтобы проверить способность сдающих извлечь ответ на вопрос из текста, где есть незнакомые слова, т.е. умение понять по смыслу неизвестное слово, важное для поиска верного ответа.
Способы развития
Как же помочь ученикам развить данный навык? Чему их учить, чтобы им было легче угадывать слова по контексту?
Помимо важности уделения внимания контексту, т.е. того, что вокруг незнакомого слова, есть еще несколько помощников в развитии этого навыка.
Словообразование
Если слово явно состоит из нескольких частей, или имеет явные суффиксы и приставки, можно и нужно разбить его на части. Начиная с конца pre-intermediate, постепенно обучайте учеников самым распростаненным суффиксам и приставкам в английском и их значениям.
Например, чтобы понять значение слова “uneventful” можно разложить его на части: корень “event” наверняка знаком студентам; суффикс “-ful” обычно добавляется к глаголу, чтобы превратить его в прилагательное, означающее какую-то характеристику; приставка “un-” имеет отрицательное значение. Сложив все три показателя и добавив контекст ученик сможет догадаться о значении слова.
Грамматика
Как ни странно, но для того, чтобы узнавать в тексте значение слов, очень важно иметь хорошую грамматическую базу. Именно поэтому чем выше уровень языка, тем, как правило, лучше развита языковая догадка. Чему учить? Важно обращать внимание учеников на порядок слов в предложении, различные конструкции, слова с зависимыми предлогами, части речи и формы слова. Учите вычислять значение слова по грамматическим признакам!
Например, уже при введении новой лексической единицы помимо значения и произнесения слова, остановитесь также и на форме. Научите студентов разным частям речи на английском и их сокращениям (для пользования словарем), отмечайте тут же значение аффиксов, показывайте как ведет себя слово в предложении.
Чтение и Аудирование
Добавляйте задания на языковую догадку в уроки по чтению и аудированию. Одним из этапов работы с текстом можно ввести работу с новыми словами и выяснением их смысла по контексту.
После того как текст проработан хорошо и ученики отлично понимают его смысл (после задания на детальное прочтение) можно обратить их внимание на некоторые незнакомые слова в тексте.
Через словообразование, грамматику и контекст, предложите ученикам угадать значение слова, а затем проверьте вместе.
Например, возьмите небольшой фрагмент из прочитанного текста, где есть слова, значение которых было не столь важно для выполнения задания, а потому вы не заостряли на них внимание.
Подчеркните такие слова. Составьте список вопросов для учеников: Какая это часть речи? Есть ли аффиксы и что они означают? Что вокруг? Что это может значить (движение, звук, характеристика предмета, что-то положительное или отрицательное)? Дайте им время прочесть предложение со словом и/или целый абзац, мысленно или обсуждая в группах ответить на эти вопросы и вынести вердикт о значении слова. В конце задания, покажите им правильные ответы.
Работа со словарем
Еще одним необычным способом развития языковой догадки будет обучение учеников пользованию словарем. Речь тут не о переводных словарях, а именно о так называемых англо-английских.
Данный навык поможет студентам не только избавиться от языкового барьера и привычки думать по-русски и переводить на английский, но также поможет быстрее развить языковую догадку.
Ведь англо-английский словарь дает определения на простом английском (если речь о Learner’s Dictionaries), с примерами, а также ссылками на синонимы, антонимы и самые частые выражения.
Например, работая с тем же текстом и выделенными в нем словами, следующим этапом может быть использование такого словаря в качестве проверки своей догадки. И только лишь после этого можно прибегнуть к переводу в крайнем случае.
Домашнее чтение
Для тренировки данного навыка вне урока поощряйте учеников читать сначала адаптированную, а затем и оригинальную литературу как можно чаще. Несколько страниц в день с применением всех приемов, которым их обучили, помогут студентам быстрее развить данное умение и стать более уверенными при встрече с незнакомыми словами. Подробнее о работе с домашним чтением мы писали ранее.
Примеры упражнений
Напоследок предлагаем несколько примеров заданий, которые можно найти в готовых источниках или составить самому для тренировки этого навыка.
1. Аутентичный текст и разбор слов. Данный ресурс предлагает отличный пример тренировки языковой догадки. Берется текст из аутентичного источника (журнала), в нем выделяются слова, над которыми вы хотели бы поработать. Для каждого из слов дается ряд вопросов: Какая это часть речи? Что может помочь разгадать слово? Слово означает… (и три варианта ответа). В итоге дается правильное определение.
2. Разбор отдельных предложений. Например, этот ресурс предлагает работу с отдельными предложениями и разными видами контекстуальных подсказок, используя которые необходимо выявить значение слова.
3. Текст — определение по контексту. Еще одним примером является задание прочитать текст и рассмотреть примерное значение слов заданных в задании. Данный вид задания наиболее близок типам вопросов в международных экзаменах.
Работая над этим навыком постоянно, ваши ученики будут видеть, что с каждым разом, процесс угадывания становится все проще и проще. Успешное овладение навыком языковой догадки позволит учащимся стать autonomous learners и продвигаться в изучении языка гораздо быстрее!
Источник — Skyteach