Я устала от детей
Об этом не принято много говорить — не этого ждут от учителя. Он может ругать бесконечные отчеты, может проклинать низкую зарплату и безграмотное руководство, но признаваться в том, что устал и от собственных учеников, хочется в последнюю очередь. Между тем, первый шаг в решении любой проблемы — это признание самого факта ее существования.
Работа по призванию
Маме 70 лет и она до сих пор работает учителем. Преподает английский язык уже более 40 лет в одной из школ новосибирского Академгородка, рассказывает Юлия Кроха, клинический психолог.
«Одно из самых ранних воспоминаний – темным зимним утром мама ведет меня в детский садик по заснеженной роще, рассказывает про предстоящие занятия по староанглийской литературе, легенду о Тристане и Изольде. Потом быстро целует на прощание и к 8.30 бежит в школу, к первому уроку. Помню, страшно ее ревновала: ну зачем идти к каким-то чужим детям, если есть я?» – вспоминает она.
Уже будучи сама взрослой женщиной, Юлия Кроха до сих пор поражается работоспособностью своей мамы. Каждое утро она рано встает, готовится к урокам, делает макияж, создает себе особое настроение и с радостью идет на работу. «Мне кажется, что в ее случае быть учителем – настоящее призвание», – делится Юлия Кроха.
Назвать зверя по имени
Чаще всего именно убежденность в собственном призвании ведет выпускников колледжей и вузов на работу в школу. Но далеко не каждый учитель способен поддерживать в себе эту уверенность на протяжении многих лет. Иногда учителя тоже устают, в том числе и от собственных учеников. И первым шагом на пути к исцелению здесь становится готовность признать проблему.
Самое главное, по словам Ирвина Ялома, одного из лучших психотерапевтов современности, «назвать зверя по имени», то есть признаться себе, что вы устали именно от детей, говорит Юлия Кроха. Об этом не принято говорить, в этом неудобно признаваться, поскольку тут обычно вмешивается морально-этический фактор – как я, человек, связавший свою жизнь со школой, могу устать от них? Да, оказывается, можете и имеете на это полное право.
Работа с людьми чревата выгоранием, а работа с детьми предполагает еще и постоянную эмоциональную вовлеченность в процесс. Дети могут простить все, что угодно, кроме равнодушия, об этом знает каждый родитель. А что говорить, когда речь идет о целом классе? Не зря психологи считают работу, предполагающую эмоциональный контакт с людьми, наиболее тяжелой.
«Отрицание – примитивный механизм психологической защиты и прятать голову в песок – отнюдь не панацея. Усталость от детей – обычно только симптом, за этим стоит эмоциональное выгорание», – предупреждает психолог.
Существуют две основные тестовые методики, предназначенные для диагностики профессионального выгорания. Первая — методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко — опирается на представление о том, что выгорание — это синдром, состоящий из нескольких симптомов разной степени выраженности. Вторая — опросник выгорания Маслач — представляет выгорание как процесс, а индивида находится на одной из его стадий. Оба опросника несложно найти в интернете. Заполнив их, можно оценить, насколько серьезна проблема именно для вас. Если показатели высокие, лучше обратиться к специалистам.
Сам себе психотерапевт
К сожалению, российские школы устроены так, что психолог в них предусмотрен только для детей. Учителя — взрослые люди и, по умолчанию, должны справляться сами. В итоге преподаватель, осознав свою проблему и решив с ней справиться, оказывается в непростой ситуации, учитывая, что частные психологи для него — удовольствие дорогое. По словам Юлии Крохи, есть несколько универсальных правил, которые помогут предотвратить сложную ситуацию на работе и снять усталость от собственных учеников.
- Отдыхать при любой возможности. Выгорают не за учебный год, а за несколько часов работы: когда уровень стресса зашкаливает, организм на пределе и психика уже не справляется с привычным объемом внешних раздражителей. «Например, на перемене можно закрыться в кабинете и, чтобы не реагировать на детские крики за дверью, надеть наушники и послушать любимую музыку. Или понюхать расслабляющий запах аромакулона – эфирные масла меняют наше психическое состояние за несколько секунд», – советует психолог.
- Выстроить личные границы. Смартфон, почтовый ящик в системе электронных дневников, учительский чат в WhatsApp, рабочий чат с родителями класса, которым вы руководите, рабочий форум, формат работы 24/7, моментальная доступность, ведь речь идет не только о работе, но и о безопасности детей! В век информационных технологий мы все живем в стеклянном доме с проницаемыми личными границами, констатирует психолог. Но иногда можно и даже стоит игнорировать этот поток информации: например, не отвечать на письмо ученика о том, что он не приготовил домашнее задание, за 20 минут до начала урока.
- Спасаться вместе. Если есть возможность, стоит организовать балинтовскую группу самоподдержки. Этот формат групповой работы назван по имени его основателя, психоаналитика Микаэля Балинта, который с 1949 года начал практиковать в клинике Тависток в Лондоне групповую работу с медиками. Основной фокус в группах был смещен с изучения клинических случаев на формат общения «врач – пациент». Описания работы балинтовских групп доступны в специальной литературе, а модератором группы может стать школьный психолог.
- Искать поддержку в семье. «На мой взгляд, эффективным учителем можно быть только в том случае, если есть надежный тыл в виде семьи», – говорит Юлия Кроха. Речь идет не о том, чтобы муж помогал проверять тетради, а дети отвечали за вас в рабочем чате в WhatsApp. Главное, что должен чувствовать учитель, возвращаясь домой, — родные люди всегда выслушают и будут на вашей стороне.
- Заниматься любимым делом. Это может быть спорт, хобби, общественная деятельность. О пользе регулярных физически нагрузок известно каждому, хобби же — это то, что просто приносит радость, позволяет найти в себе новые силы для творчества. Такие занятия для души уставшему учителю просто необходимы. Конечно, работа в школе отнимает много времени, но попытайтесь выделить хотя бы час на любимые занятия и вскоре заметите, что вам стало немного легче. Для вдохновения можно почитать книги Джулии Кэмерон «Путь художника» или Клариссы Пинколы Эстес «Бегущая с волками».
- Начать личную психотерапию. Пожалуй, самый эффективный инструмент в работе по профилактике эмоционального выгорания, считает психолог. К сожалению, услуги профессиональных психологов стоят дорого, но, как правило, в крупных городах есть муниципальные центры психологической помощи населению, где психологи принимают бесплатно или за символические деньги. И этим плюсом жизни в мегаполисе можно воспользоваться.
Главные «не»
К этому стоит добавить несколько важных моментов, о которых учителя порой забывают. Мы слишком много сил отдаем работе, хотя есть четкие границы того, что должен делать учитель, а что — нет.
Ни в коем случае нельзя думать, что проблема пройдет сама собой.
«Если психическое напряжение не осознается, то наш организм, который устроен очень мудро, приготовит ответ в виде психосоматики, заболеваний, корни которых лежат в нерешенных психических конфликтах», — предупреждает Юлия Кроха. Тело таким образом берет положенный ему отдых, пусть и в виде болезни.
Не привлекать внимание коллег и администрации — еще одно «не», которое лучше побороть. Да, мы все боимся оказаться в роли мальчика из истории про волка, который кричал про животное, когда его не было, и не получил помощи тогда, когда она стала действительно необходима. В случае с эмоциональным выгоранием лучше переволноваться, чем умалчивать проблему.
И, наконец, пора признать, что один из основных факторов эмоционального выгорания для работников бюджетной сферы — низкая зарплата. Изменить систему прямо сейчас мы не в силах, но можем использовать ее законы в свою пользу. Так, согласно ст. 335 ТК РФ учитель имеет право на длительный, до года, отпуск при наличии непрерывного десятилетнего стажа. Толкование статьи может вызвать разночтения, поэтому, возможно, придется проконсультироваться с юристом. Но отказываться от такого отпуска, когда он возможен и просто необходим для собственного здоровья, не нужно.
Усталость от работы с детьми — не преступление, а нормальная реакция организма на постоянный стресс. Вовремя осознав проблему и начав борьбу с ней, можно сберечь собственные нервы, здоровье и сохранить желание и дальше работать с детьми.